Отключить FlashОтключить Меню 



Матрица

Юмор

Файлы

Обои

Творчество

Форум

Гостевая

Игры

Товары

Ссылки

Ложка

ПОИСК

На сайте
На форуме
В Яndex


Locations of visitors to this page

ДРУЗЬЯ

Stormwave.ru - форумы, статьи, новости по StarCraft, WarСraft III и другим играм, описания, литература и другое творчество. Архив русского аддона к StarCraft

Keanu Reeves Russian Edition Site

Молодежный интернет-магазин At My Place - молодежная одежда и обувь, молодежные сумки и атрибутика разных стилей

Мозаика и мозаичные панно. Студия мозаики Ширякин и Ко



Толкование «Матрицы. Перезагрузки»

Автор: Brian Takle
Перевод: Alex Smashman

Примечания переводчика:

Примечание 1: Цитируемые речи героев я не заменяю на аналогичные из русской версии дубляжа, а перевожу, т.к. главное оставить смысл, а не соответствовать невидимому при чтении движению губ актёров.

Примечание 2: Комментарии в виде чисел в квадратных скобках – авторские. Если числа предварены буквами AS – тогда мои. Небольшие комментарии привожу прямо в тексте. Ссылка вида [A.S.] после имён и названий (при первой их встрече в тексте) ведёт к их разъяснению. Кстати, их можно почитать и сейчас
.


Далее следует толкование избранных частей "Матрицы. Перезагрузки" в форме сравнительной характеристики [Матрицы и религии – A.S.]. Моя основная мысль в том, что "Матрица. Перезагрузка" суть изложение Книги Бытия [A.S.]. Но не самой истории создания. Я имею в виду историю изгнания из Рая, следующую непосредственно за сотворением мира, в которой змей, он же Локи [A.S.], бог-изобретатель, он же Нео, ведёт человечество из Рая в Среднюю землю. (У меня есть тайное подозрение, что трёхсерийная история будет также и об эволюции машин.)
[Средняя Земля в понимании автора: земля между Раем и Адом, между животными инстинктами и божественным разумением – A.S.]

Содержание


Двигатель – неповиновение

«Я не номер! Я свободный человек!»
Номер 6, Узник [AS1]

«Впоследствии я узнал правила, я понял, что должен был сделать, но не сделал этого. Я не мог. Я был вынужден остаться, вынужден неподчиниться».
Агент Смит, Матрица. Перезагрузка

   Томас Андерсон не подчинялся порядкам. Он часто опаздывал на работу. Не делал то, что ему говорили. Имел проблемы с начальством. Фанаты первой Матрицы отождествляли себя с Томасом из-за этой самой непокорности. У всех была усмешка на лице, когда Томас Андерсон в комнате для допросов послал Агента Смита куда подальше.
   Давайте на мгновение представим, что наш Том выполнил то, что от него ожидалось. Думаю, получив нагоняй от менеджера, Том извлечёт урок, вернётся в свою кабинку и подчинится правилам. Неважный рассказ. Вот Том, работающий в своей кабинке, как и должен. Конец. Том просто становится частью системы.
   К счастью, Мистера Андерсона "заставляют" неподчиниться, и уже начинает вырисовываться хоть какой-то рассказ. Но дело не только в создании истории. Едва ли. На самом деле всё дело в выборе, что Нео и понимает у Архитектора. Если немного поразмыслить, есть лишь две фундаментальных альтернативы: вариант быть роботом или вариант быть человеком; сон или явь; смерть или жизнь. Кто-то всегда будет говорить тебе, что делать. Робот, безжизненная жестянка, делает что сказано. Робот подчиняется. Человек же не подчиняется. Человек посылает Агента Смита куда подальше. Человек съедает яблоко.
   Архитектор предоставляет Нео два таких же варианта. Нео решает более не быть частью механизма Матрицы. После этого он становится свободен.
   Я втайне думаю, что после того как Нео покинул Архитектора, последний исполнил победный танец.

[AS1] The Prisoner, телевизионный сериал, шедший в Англии в 60-х. Главный герой – разведчик, решивший завязать, понявший, что это очень непросто и ищущий свободу. [Назад]

[К содержанию]


Основы анализа

   Признаться, я не в восторге от всех "ложных" комментариев, создавшихся вокруг фильма. По какой-то причине людям проще объявить героев фильма обманывающими друг друга, а создателей – обманывающими нас, чем попытаться провести логически последовательный анализ. Особенно мне не нравится мысль, что аудитории лгут. Достаточно жалкая теория, не требующая анализа, проводимого чётко в рамках происходящего. Если нам врут, мы можем строить любые сумасбродные теории, и никто не сможет их опровергнуть. Чтобы подогнать всё под теорию, нам нужно лишь называть всех лжецами.
    Поэтому, я возьму следующее за основу анализа:
  1. В фильме никто не "лжёт". Например, если Агент Смит говорит Нео, что между ними есть связь, она есть на самом деле.
  2. Фильмы сами по себе не врут аудитории. То есть, первый фильм не был одним большим враньём. Также, побег нашей компании из Матрицы в реальный мир не ложь. Реальный мир действительно реален (т.е. теория вложенности Матриц есть чушь).
  3. Я сильно опираюсь на повествование и считаю, что мы можем провести хороший анализ фильма, базируясь исключительно на фактах, найденных в нём самом. Всякие "эмоциональные" интерпретации для меня немного значат (я думаю, что эмоциональные подходы не требуют доказательства, но, тем не менее, спорны).
  4. Несмотря на это, я твёрдо считаю, что многие (хорошие) авторы рассчитывают на международную аудиторию при выборе взаимосвязей и сцен. Сцены развития сюжета появляются по определённой причине, а не просто чтобы потянуть время или продемонстрировать молочные железы. Также и с нашими Вачовски. Если кто-то появляется в фильме, я буду считать, что он должен там быть, а не возникает просто так, ничем не обусловленный.
  5. Следуя №3, я попытался не рассматривать Аниматрицу и Войди в Матрицу как источники фактов для эссе. Полностью не преуспел. Но старался.

[К содержанию]


Архитектор

[БТ: Чтобы не думали, что я выкинул замечательную часть эссе, когда переписывал эту главу, вот её старая версия.]
[Пока не переведено – A.S.]

И сотворил Бог человека по образу Своему… И был вечер, и было утро: день шестой.
Бытие 1:27;31

   Архитектор – это Бог каким мы его видим в историях сотворения мира в Бытии (их две). Богу присущи некоторые характерные особенности. Он сотворил землю за шесть дней, затем сделал перерыв, потом занялся неспешными вечерними прогулками в Эдемском саду. Всё это про Бога. И ещё кое-что – он сотворил пару особенных деревьев и сказал людям не есть их плоды. Это были запретные плоды деревьев Познания и Жизни. Также и с Архитектором. Он создал Матрицу и сидит сейчас в своём удобном кресле, смотрит всё в подробностях на своих телевизорах. Как и Бог, Архитектор предостерегал от большого знания. Оба Бога говорят: "Вот идеальный мир для вас. Просто не думайте о том, для чего вы здесь или откуда идёт дождь, или как вообще что-либо работает".
   Это Творец, Бог-Отец. Можно провести хорошую параллель с Брахмой [A.S.]. Брахма создаёт мир, но не правит им. Брахма, по сути, лишь восседает на цветке Лотоса. Он как вселенский Часовщик у деистов [A.S.], который заводит пружины и лишь потом смотрит, что произойдёт. Но в дополнение к Брахме, Библейский Бог и Архитектор оба накладывают запрет на познание. А также возникает тема змея.
   В Эдемском саду не о чем тревожиться. Страдания нет. Вспомним слова Агента Смита из первого фильма: "Первая Матрица была создана как идеальный мир для людей. Где никто не страдал. Где все были бы счастливы". Архитектор подтверждает это в Перезагрузке. (Однозначного же соответствия между версиями Матрицы и Садом нет – все они и есть Сад под разными углами зрения.) В саду также нет времени – свойство, присущее и Матрице. Эта мысль была очень хорошо выражена остальными, хороший пример есть на странице комментариев. Как долго длится 1999 год в Матрице? Всё неизменно; она уже безупречна, так что изменений и не может быть. Она, собственно, и не жива, ибо для развития и жизни необходимо изменение. Таким образом, у нас нарисовалось дерево Познания, являющееся выходом из Сада в пространство времени. В Матрице этот выход являет собой принятие красной таблетки.
   Не обошлось и без змея. Часто не обращают внимания, что змея создал и поместил в Эдем сам Бог. Ошибочно толковать это в предположении, что змей есть дьявол. Вот одно (я думаю, хорошее) из толкований подходящего змею определения: "crafty". ["Сrafty" – коварный, лукавый, но "craft" – ремесло, ловкость, т.е. "crafty" можно означить и как ловкий, ремесленник, умелец – A.S.] А именно: он владеет умениями. Это уже скорее Локи, также заклеймённый как обманщик и плут, что есть часть его натуры, но Локи также приносит новые технологии: он умелец, новатор. Он типичный хакер. [AS2] [1] Поначалу я всегда отождествлял Нео с Локи, но в первом фильме, думаю, Морфеус подходит больше, по крайней мере, в начале. (Под конец [Перезагрузки – A.S.] это 100% Нео, так будет и до конца трилогии. Предпочтительнее склоняться к этому ещё и потому что Морфеус был учителем, гуру, показавший Нео путь к просвещению. После, Нео превосходит Морфеуса.) В любом случае, роль та же: "искушать" людей запретным плодом – красной таблеткой – чтобы они могли выйти из Сада в реальный мир страданий и времени.
   Как небольшое замечание к теме, обратите внимание, что только после пробуждения Нео ощущает, какой идёт на самом деле год.
   Существенный момент, связанный с красной таблеткой и с "эффектом Локи", заключается в том, что, как и в Бытии, и то и другое было предусмотрено в Матрице Архитектором. И это открывает взаимосвязь между Архитектором и Нео в интересном аспекте.
   Во внешнем виде Нео и Архитектора есть явный контраст. Во время их встречи Архитектор весь в белом, а Нео, хм, весь в чёрном выглядит как сам дьявол. Тому есть хорошее объяснение. Показывается божественность Архитектора, ибо он сотворил мир. Нео на данный момент целиком в роли Локи/змея. Мы не говорим о добре и зле. Змей в Саду не сила зла. Это сила перемен. Змей – катализатор, призывающий нас трезво взглянуть на то, что вокруг. С одной стороны, на змее ответственность за то, что он привёл всё в движение и тем самым способствовал созданию земледелия, являя собой бога-изобретателя, то есть Локи. С другой стороны, змея есть простейшее отражение жизни (жизнь есть изменение), и, "следуя за змеёй", мы покидаем лишённый времени Сад и погружаемся в поле времени. Только покинув сад, мы можем проснуться и стать истинным человечеством. Совершенно ясно, что пребывание в реальном мире лучше пребывания в Матрице. Может быть тяжелее и грязнее, но, по крайней мере, появляется сознание.
   Итак, Нео выступает как змей, хотящий разрушить творение Архитектора. Таким образом, Нео – это дьявол. [2] Важный момент при анализе Архитектора в том, что дьявол создан самим Архитектором. При зрелом взгляде, Нео представляет собой дьявольский элемент, заложенный в Матрицу Архитектором. (Нео-дьявол скорее даже сын Матери, нежели Отца.) Другими словами, Бог поместил дьявола в мир для достижения какой-то высшей цели.
   Чуть ниже я привожу отрывки диалога из сцены встречи с Архитектором, с их помощью я попытаюсь выяснить, что же на самом деле происходит с Нео и Архитектором. Эти отрывки не подчинены какой-либо последовательности; просто я хотел выделить именно их.

АРХИТЕКТОР: У тебя много вопросов, и хотя процесс изменил твоё сознание, ты неизменно остаёшься человеком.

   Я придерживаюсь мнения, что Архитектор не врёт во время разговора. Он достаточно прямо говорит нам, что Нео человек. Это опровергает все теории о том, что Нео – программа. Очень важно, что мы утверждаем Нео как человеческое существо, так как от этого зависит итоговый вывод.

АРХИТЕКТОР: Этот [отклик] был быстрее других.

АРХИТЕКТОР: В то время как остальные испытывали это [привязанность] в широком смысле, твоё чувство гораздо более специфично. Поприветствуем любовь.

   Смысл здесь предельно прост. Были "другие" – другие Нео – а этот на них не похож. Мы уже видели эту разницу в сцене с Меровингином, а здесь её наличие подтверждается. Меровингин бросает фразы, что Нео немного другой, нежели его предшественники, и немного удивлён сверхчеловеческими возможностями, имеющимися у Нео. (Он не ожидает, что Нео может выиграть бой против его любимчиков на парадной лестнице.) Тот факт, что данная инкарнация отлична от остальных означает, что предыдущие пять склонялись к правой двери.

АРХИТЕКТОР: Я предпочитаю нумеровать от появления одной существенной аномалии до появления другой, в таком случае эта версия – шестая.

   У Нео было пять предыдущих инкарнаций. Это напоминает индусского бога Индру, столкнувшегося с фактом существования бесчисленного множества предыдущих Индра. [A.S.] Что означает: ты часть чего-то большего, чем ты сам. Существует также огромная значение в том, что текущая инкарнация Нео – шестая.

АРХИТЕКТОР: [У Матери] была погрешность результата, в соответствии с чем около 99.9% всех тестируемых принимали программу, лишь только им давалось право выбора.

НЕО: Выбор. Весь вопрос в выборе.

   Сколько раз поднималась проблема выбора и свободы в Перезагрузке? Не много. Всё сводится к данному моменту, и оба, Архитектор и Нео, чётко всё определяют. Всё о выборе. Выбор Нео – между правой и левой дверью – есть преувеличенная, сконцентрированная версия выбора, данного всем подключенным к Матрице людям. Примешь ты данный тебе мир или же последуешь за змеем? Из-за выбора, Нео и Архитектор показаны как соперничающие противоположности – Бог и дьявол. Они – олицетворение двух вариантов.
   Очень сложно понять, чего же хочет Архитектор от Нео. Многие толкования Перезагрузки здесь расходятся. По моему мнению, Архитектор надеется, что Нео выберет левую дверь. [3] (Да, это в корне отличается от моей позиции в предыдущей версии эссе.) Другими словами, я хочу сказать, что (1) Архитектор надеется на что-то, и (2) это что-то есть Нео, выбирающий Тринити. Есть несколько ключевых моментов, убеждающих в этом. Меня окончательно убеждает "разрывная пуля" от Архитектора:

АРХИТЕКТОР: Надежда. Наиболее типичная человеческая иллюзия, одновременно источник вашей великой силы и вашей великой слабости.

   Почему Архитектор это говорит? Почему он упоминает слово "надежда"? Почему бы просто не сказать: "Пока, придурок!" ? Я думаю, потому что в этот момент Архитектор доводит дело до конца. Он знает что его работа закончена, так как, выбрав левую дверь, Нео фактически уничтожает Матрицу. Я думал, что, возможно, заканчивая на ноте "слабости", Архитектор определил выбор Нео как плохой. Но это не так. Слабость – неидеальное состояние. Люди определены своей неидеальностью, своей слабостью. Так что слова свидетельствуют об освобождении от идеального. Нео обретает свободу. Он выходит из Эдема.
   Но Архитектор также говорит нечто гораздо более существенное. Внимательно вчитайтесь в предложение. Архитектор говорит, что Нео – квинтэссенция человека. То есть, Нео действительно преодолел ограничения, выбрав Тринити. Он воистину обрёл свободу воли. Что влечёт к наиболее невообразимой фазе отношений между Архитектором и Нео.
   Нео №6 есть сотворение человека на шестой день. Творение Творца.
   Будет достаточный эффект, если я на этом и закончу, но надо ещё привести в порядок кое-какие моменты. Попытаюсь заложить в них ещё один эффект небольшой бомбы для придания интереса. Просматривая снова весь диалог с Архитектором, разумно задуматься над смыслом многих его утверждений, особенно из-за того, что некоторые, похоже, противоречат моим выводам, или иначе они будут ложью. Я предлагаю вернуться капитально назад к сцене с Пифией в первом фильме. Она говорит Нео вещи, которые дословно не правдивы, но они есть правда, ибо помогают Нео стать тем, кем он должен. Нео не рисковал бы своей жизнью ради Морфеуса, если бы Пифия сказала ему, что он Избранный. Также и с Архитектором – то, что он говорит, помогает Нео стать, кем он должен. Не так уж и значимо было для Нео выбрать Тринити, не знай он критичность её ситуации. Это не было бы актом воли.

   Интересно, что Пифия и Архитектор используют схожие приёмы для достижения схожих целей.

[1] Это не моя идея. Она исходит от "Криптономикрона" Нила Стивенсона [Link1, Link2 – A.S.]. При написании эссе я подразумевал, что все мои читатели (я рассчитывал на 25-30, наивный) должны быть с этой книгой хорошо знакомы. [Назад]
[2] Многих людей раздражает это утверждение. Подливая масло в огонь, как насчёт такого: Дьявол и Христос – братья. Пара инь-ян. Дьявол внутри вас раздражается от совершенства и жаждет уйти из Эдема и развиваться. Это заноза в мозге. Христос внутри вас желает вернуться к совершенству Эдема, повергнуть дракона и воссоединиться c принцессой (единством). [Назад]
[3] Иисус сидит по правую руку от Бога. Таким образом, предлагая правую дверь, Архитектор предлагает Нео сесть справа. Нео станет Христом Матрицы, пожертвовав себя на благо мира. Это делали предыдущие его инкарнации. Тот факт, что в этот раз произошло по-другому, свидетельствует, что он (и, как логическое продолжение, Матрица и человечество) перешагнул через это и сейчас на неизведанной территории. [Назад]
[AS2] Скорее даже не "хакер", вызывающий сомнительные ассоциации, а "хэкер" – эксперт. [Назад]

[К содержанию]


Хардкорная сцена

   Под "хардкорной сценой" я подразумеваю то, что следует сразу за обращением Морфеуса к Зионцам, когда все танцуют, а Тринити с Нео уединяются (кхм). На эту сцену обрушился шторм ругающих возгласов. Люди говорили: "эта сцена – гавно" или "слишком уж затянуто", или, чаще всего, "да вообще она не нужна".
   О, какое заблуждение. Не то чтобы её нельзя было преподнести по-другому. Но свою работу этот момент выполняет исправно. (Если быть честным, я знаю многих, которые "въехали", но остались недовольны. Что ж, неприятно признавать, что жизнь – грязная штука.) В самом начале сцены мы видим, что место действия – что-то наподобие храма. Не нужно никаких изощрённых объяснений: это духовный момент. Эта начальная панорама даёт понять, что всё последующее должно быть истолковано как имеющее одухотворённый смысл. Вот что стоит отметить:
  1. Повторяющиеся кадры ног на земле.
  2. Люди танцуют в вызывающе-сексуальной манере.
  3. Почти у каждого есть хоть какая-то принадлежность к чёрной расе.
  4. Панорамные кадры раскалённой лавы в центре собора.
  5. Нео и Тринити голые и занимаются сексом.
   Ноги означают, что Зион на Земле. Просто и понятно. Это идёт в параллель со сценой у Архитектора и подводит к главной мысли. Мы оторваны от "совершенства" Рая и живём в Реальном Мире. Матрица символизирует Рай. Это дал понять Сайфер в первом фильме. Жить в Реальном Мире тяжело, грязно и неприятно. Матрица же, по сути, райское место.Об этом говорит опять же в первой части Смит, называющий Матрицу "идеальный мир для людей" [перефразировано]. Вспомните, что у Архитектора всё безупречно чисто и безупречно светло. [4]
   Связь с Библией вполне очевидна. Нео, Тринити, Морфеус и остальные Зионцы отвергли Эдемский сад Бога, где за них обо всём заботились, ради тяжёлой жизни, когда у них по крайней мере есть свобода воли.
   Небольшое отступление: вот как мы приходим к трактованию змея в Эдеме как изобретателя (или хэкера, или технолога). Змей является катализатором любознательности и изобретения земледелия. Он задаёт знаменательные вопросы, наподобие: "Бог дал вам такие-то правила. Можно ли в рамках этих правил получить такой-то результат?" [Отступление от отступления: в моём понимании такие фигуры, как, например, змей или Локи – абстрактные модели аспектов нашей психики. Так что эта часть Бытия в действительности означает, что человек или группа людей начинают духовное развитие, задавая вопросы, означенные змеем. Другими словами, Бог хочет, чтобы мы были любознательные, мыслящие, и… хм, применяли научные методы.]
   Теперь насчёт сексуальности танца. Предшествующая речь Морфеуса помогает понять его значение: мы в Реальном Мире плоти, крови, грязи и животных инстинктов. Это не Рай, где умиротворённые божественные существа "делают то, что должны делать". (Есть совершенно иной смысл в этих словах.) Это чувства и страсть. Во время первого разговора с Меровингином была "сцена оргазма", предназначенная для рассуждений о свободе воли. Но вы заметили, как оргазм был показан? Как извержение, но механическое. Не как животная похоть танцующих. В Зионе мы видим людей ни отрицающих животное начало, ни отдающих себя полностью под его контроль – это человеческая деятельность с выбором, ритмом, целью, но наполненная при этом первичными побуждениями. Другими словами, они купаются в человечности.
   Опять отступление: не хочу этого делать, но также не хочу, чтобы мысль от вас ускользнула. Любого рода мифология говорит, что мы между мирами. Скандинавская концепция "Средней Земли" означает дословно "посередине между животным миром и божественным". Есть и другие: например, китайская со "Средним Царством". Быть человеком, оставаясь между животными инстинктами и набожностью. В своей речи Морфеус говорит, что содрогнётся всё "от алого ядра до тёмного неба" – то есть они между. Ну же, вам буквально в лицо об этом говорят.
   Африканская принадлежность не менее важна. Африка – место рождения человечества. А значит, негроидная раса отражает то, что свойственно всем людям. Она также, попросту, означает рождение, во многих смыслах. Если Африка – место рождения, мы можем сказать, что она – Мать. (Да! Теперь вы уловили, не так ли? Внезапно вы вспомнили о Пифии.) (Бытие – история рождения. Я думаю, это также история воскрешения, вот почему так много связей и параллелей в библейских историях, вот почему в Матрице часто возникает тема воскрешения.)
   Продолжая тему материнства, перейдём к панорамным кадрам булькающей лавы и пара. Есть два в том значения. Первое – это то, что сразу приходит на ум (что на самом деле оказывается верным). Это Ад. Хорошее дополнение образу Земли к грязным ногам и африканизму танцующих. Прежде чем говорить, что я приравниваю Африку и Ад, присмотритесь повнимательнее. Танец происходит не в Аду, а у его ворот. Зион выступает как противоположность "Раю" Матрицы. (Если вы всё ещё придерживаетесь теории вложенности Матриц, пора уже от нёё избавиться. Зион и Матрица постоянно противопоставляются. Таким образом, если Матрица – мир виртуальный, то Зион – реальный. Реально.)
   Другой смысл огненной лавы говорит о том, что мы в "чреве" Земли. В самом центре. Связь с рождением достаточно прямая, я не буду её расписывать. Скажу лучше о другом – богиня Кали объединяет в себе жизнь и смерть. [A.S.] Вот о чём говорит пещера с лавой. Посмотрите Индиана Джонс и Храм Судьбы. Ядро смертельно, но это также и святое место, где зарождается человечество. Истории сотворения мира у коренных американцев начинаются с того, что люди вылезают из нор в земле. Если вы не поняли эту метафору, значит, у вас совсем нет воображения. Ладно, вот ещё: существует типичная для мифологий тема: "огонь во чреве". Пообсуждайте на досуге.
   Ну и потом идёт сцена секса. Много усилий не требуется, чтобы понять: то, как кадры постоянно переключаются между танцем и сексом, означает, что они символизируют одно и то же. Можно не говорить большего, чем об укреплении этой мысли от одной интерпретации к другой. Самое главное, что нужно вынести из сцены:
  • Они голые и занимаются сексом. Важно то, что они действительно любят друг друга – вспомните, машинам это не дано. Секс, также, весьма хорош и открывает их животные стороны – вспомните, мы не в Раю, а на Земле, неподалёку от Врат Ада. Подумайте над этим немного.
  • Мы то и дело видим коннекторы на телах, оставшиеся от матричных времён. Камера проводит много времени, показывая их. На них [людях – A.S.] всё ещё остались следы Рая, но сейчас они уже "павшие" (помните, как падал Нео?) на Землю. Они отвергли Эдем, это дало им свободу быть человечеством в "Среднем Царстве".
[4] Эберт считал, что игра на противопоставлении африканской принадлежности и супер-белизны Архитектора и его комнаты поднимает расовые тематики. Что ж, давайте взглянем под феминистическим углом и найдём убедительные метафоры. Вполне хорошая теория. Я мог бы построить на ней критику всего фильма, только вот я ни капли в неё не верю. А также считаю её унылой и обескураживающей. [Назад]

[К содержанию]


Пифия

АРХИТЕКТОР: Если я – Отец Матрицы, то она, без сомнения, её Мать.

НЕО: Пифия.


   Две эти строчки вобрали в себя всю суть грандиозного повествования. Но чему конкретно Пифия приходится матерью? Архитектор разработал в высшей степени "совершенную" Матрицу версий 1.0 и 2.0, и обе провалились. Он рассказывает, что ответ пришёл от интуитивной программы (то есть, от Пифии) – её вклад, который он не мог сделать, был фактор Нео.
   В двух словах отступление о том, что якобы не Пифия является Матерью. Такое же неверное предположение, как и теория вложенности. Чаще всего люди думают, что Мать – Персефона. Есть пара веских аргументов, почему Пифия лучше подходит на эту роль. Начать хотя бы с имени. Вачовски не выбирают имена случайным образом. Они не назвали героя "Нео" просто так, и, конечно же, они не взяли имя "Персефона", потому что оно хорошо звучит. Персефона не материнская фигура в мифологии. Соответственно, она и не является таковой в фильме. Я не имею в виду, что Персефона незначительный персонаж, но она уж точно не Мать. С другой стороны, у Пифии, так хорошо сыгранной ныне покойной Глорией Фостер, материнство проявляется во всём. Господи, она даже угощает Нео свежеиспечённым печеньем во время их первой встречи. Ладно, завязываю с отступлением.
   Я упоминал Кали не так давно. Она богиня и рождения, и смерти – то есть несёт вселенной смерть и возрождение. Это проливает свет на недоработку в предыдущих Матрицах Архитектора, которую исправляет Пифия, и даёт в точности понять, где предел интеллектуальности машин (и почему Архитектор не может полностью предсказать поведение Нео; хотя Пифия, похоже, может).Цикл смерти-и-возрождения есть эквивалент РАЗВИТИЮ. Мы можем применить это утверждение к обычному физическому существованию – убивать и потреблять для развития тела. [5] Можем также воспринять как духовную метафору. То есть, духовный рост (становление полностью человеком и переход в Среднее Царство) невозможен без смерти и возрождения.
   Причина, по которой предыдущие Матрицы слетали, в том, что людям некуда было расти, а потребность эта настолько фундаментальна, что никто не примет мир без неё. Смит в первом фильме был прав, говоря, что "люди определяют свой мир через страдания". Перед возрождением идёт смерть. Сколько раз эта последовательность была показана в этих фильмах? Это точно центральная тема. Интересно, что Смит об этом вещает. [курсив мой – A.S.]
   Тот факт, что Архитектор спроектировал целых две Матрицы без возможности людям развиваться, говорит о том, что машины не многое понимают в развитии. Фактически, они не могут развиваться; наоборот, они за статическую полноту. Единственные моменты их развития – ответы на действия людей. Пифия это знает, поэтому она говорит: "единственный путь – совместный" [перефразировано]. Она знает, что без людей, двигающих вперёд, машин ждёт стагнация. Таким образом, Пифия это Кали. Она приносит в мир смерть и страдание, но, также, и обновление. Пифия избавила бы от многих страданий, надели она всех даром предвидения. Но, сделай она так, не развился бы никто из главных персонажей – особенно Нео вряд ли стал бы Избранным. Вот почему она говорит ему: "ты должен сам решить, на твоей я стороне или нет" [опять перефразировано]. И до конца это не ясно, хотя, в общем-то, похоже, она больше тяготеет к людям.
   Я полагаю, что Пифия может полностью предсказать поведение Нео. Она привнесла процедуру Нео в Матрицу. Это её детище (и, как следствие, возможно, Нео тоже). Архитектор не понимает этого (или не понимает Нео). Он лишь знает параметры, при которых Матрица должна функционировать. Но если Пифия даровала Матрице развитие, она должна понимать, что это (пусть даже сама ему не подвержена). Чтобы познавать, нельзя развиваться и быть статичным одновременным. Архитектор думает, что процедура Нео это способ сохранения статичности системы, но это не так. Во время каждого её запуска повторяется цикл смерти-и-возрождения, и всё человечество немного подрастает, специфично выражаясь через Нео. По самой своей натуре, из-за делания развиваться человечество также отвергнет Матрицу.
   Я думаю, есть нечто особенное вокруг Избранных. Архитектор и Меровингин говорят о предшественниках и предыдущих версиях Нео. Я подозреваю, что каждый следующий раз он (или она!) был немного посильнее, хотя это могло ничем и не выражаться или быть никак не определено машинами.В фильме много нитей протянуто реинкарнациям буддизма/индуизма, и можно сказать, что каждая инкарнация – одна душа, идущая навстречу Прозрению. В первом фильме Пифия говорит Нео, что он ещё не Избранный. [AS3] "Я не знаю, чего ты ждёшь", – говорит она. "Может, следующей жизни". [AS4] Она говорит не о выполнении встроенной в Матрицу процедуры смерти-и-возрождения. Она говорит о постоянно реинкарнирующемся Нео, эволюционирующего в ИЗБРАННОГО, что, как она знает, точно со временем произойдёт. Фактически, для этого требуется шесть инкарнаций.
   Вернёмся к размышлениям об Архитекторе. Они говорят Нео вещи, подталкивающие его к прозрению. Мне также очень интересно, что нет ни намёка, чтобы предположить, что Архитектор и Пифия противопоставляются друг другу. Индусская троица включает Брахму, Вишну и Шиву. У каждого есть своя женская ипостась, отражающая и поддерживающая силу соответствующего бога. Так что ыполним небольшую подстановку и заменим Шиву его женской половиной, Кали, которая является Пифией. Как я упоминал ранее, Архитектор это Брахма. Они трудятся вместе над созданием просвещённого человеческого существа – Нео – а может, и просвещённой машины. Если оставлять в силе олицетворение с этой троицей, то нужно ещё идентифицировать Вишну, но это может подождать и до Революции.

[5] Вегетарианцы – сдавайтесь. Чтобы вы ни ели – когда-то это было живым. Даже если вы подбираете то, что падает с деревьев, вы вмешиваетесь в репродуктивный цикл растения, что тоже есть смерть. [Плод умрёт – A.S.] Нет жизни кроме как через смерть. Осознание этого неприятно, с другой стороны, поэтому у нас есть религии. [Назад]
[AS3] Надо заметить, что она не говорит ему это, а ждёт, что скажет он: "созрела" ли текущая версия/инкарнация или нет. [Назад]
[AS4] Автор не поставил здесь отметки [paraphrased], хотя это так. Автор приводит вышесказанные слова ("I don't know what you're waiting for," she says. "Your next life, maybe".). А в оригинале так: "…but it looks like you’re waiting for something. – What? – Your next life maybe. Who knows?" "…но ты, будто, ждёшь чего-то. – Чего? – Может, следующей жизни. Кто знает?" [Назад]

[К содержанию]


Агент Смит

   Правда о Смите проста, но путь к ней сложен. Другими словами, у него много граней, которые все истинны, на совсем друг на друга не похожи, хотя и дополняют одно и то же. Грубо говоря, Смит для машин то же, что Нео для человечества.
   1-ая грань. Успокоение. Позвольте начать сто стандартной аналогии с горами. Опытный скалолаз скажет вам, что на любой утёс есть несколько подъёмов. Кому-то больше нравится один, кому-то другой. Нельзя их различать с позиции логики. Можно говорить факты типа "большинство предпочитает этот подъём". Но это не делает его "лучше". Так же и с Прозрением. Довольно сложно, скажем, в конфуцианстве [A.S.] говорить, что путь – это дьявол, ведущий вверх в гору. Это надо применить и к Смиту, чтобы правильно его рассмотреть. Он – возмездие Нео, его архи-враг, и наши традиционные размышления наклеили на Нео ярлык "добро", а на Смита – "зло".
   У меня возникают такие же мысли по поводу Дарта Маула. На поверхности он кажется воплощением зла. Но никто не отрицает, что он обладал силой, а я всегда представлял себе Силу чем-то вроде просветления в кун-фу – Джедай и Сит обладают удивительной силой, потому что они умиротворили себя и нашли гармонию с окружающим миром, что есть очень просветлённое состояние. (Позже мы ещё отметим это, так как Лукас испортил нашу Силу, описывая её кровопролитием.) Из-за того что Дарт Маул взбирался в гору через ненависть и злобу, он к тому и пришёл. Так же и Смит. Он ненавидит людей, а больше всех – Нео. Это даёт ему ясность действий. Фактически, спокойствие. Смит говорит Нео, что он нашёл цель, а это знак достижения определённого уровня покоя. Когда мы заняты поисками цели, мы ужасно неэффективны, но когда мы может привязать себя к серьёзному стремлению, сила в нас всё прибывает.
   2-я грань. Путь героя. Вот дополнительные доказательства тому, что Смит считается эквивалентом пути Нео. Сами мы не можем этого увидеть, но за свою долгою речь перед дракой с Нео Смит говорит достаточно. Хронология такова:
  1. Нео уничтожает Смита, что, очевидно, является его смертью.
  2. Каким-то образом Смит воскрес из мёртвых.
  3. Смит проводит много времени будучи дезориентированным и сбитым с толку.
  4. Смит находит цель (уничтожить Нео).
   Пункт 2 сам по себе удивителен. Дело в том, что воскрешение – особенность человека. Машины ей не обладают. Если поглядеть назад, это цикл смерти-и-возрождения – фундаментальная характеристика биологической жизни. Я думаю, это лучшее подтверждение тому, что Смит пробудился одухотворённым. Теперь он может РАЗВИВАТЬСЯ, начать свой путь в горах.
   Между тем, в пунктах со 2 по 4 есть подтекст. Это путь героя в простейшем виде (сравните с Железным Джоном, и т.п. [Iron John, Роберт Блай – A.S.]) Смит не только пробуждается, воскресая, он разу же вступает в цикл духовного развития. Это особенно интересно, так как он начинает путь другого героя на наших глазах. Смит вселяется в Бейна, а потом загружает себя в его мозг. Если это не переход границы новой истории, то я не знаю что. (Я не хочу никого терять из виду: Люк Скайуокер пересекает грань, когда соглашается последовать с Беном Кеноби к Альдераану. Нео пересекает её, когда следует за белым кроликом в клуб.)Какое-то время Смит-в-реальном-мире дезориентирован и затруднён в действиях. Скоро он находит свою дорогу и начинает свой "квест" [AS5] – воткнуть Нео нож в спину.
   Время уйти в сторону: я обменивался email’ом с senteniment@NOhotmail.SPAMcom (который и рассказал мне про Аниматрицу) и во время этого начал понимать психологию Смита, жаждущего убить Нео. Это достаточно мрачные мысли, так что можете переходить к следующему параграфу, если вы слабонервны. Убийцы в большинстве своём производят акт овладения [не физического – A.S.].Они убивают то, чем хотят стать. Мифологически это рождение через охоту, убийство и потребление. Сиу [A.S.] и другие племена обычно едят своих жертв сразу же, чтобы поглотить их силу, например, едят ещё бьющееся сердце свежеубитого буйвола. Каннибализм выражает то же – каннибалы едят других людей, чтобы завладеть их силой. (Посмотрите Людоеда [Ravenous – A.S.] в качестве неприятной-но-хорошей трактовки.)Есть много ритуалов всяких охотников-собирателей, воплощающих этот акт, и хотя это кажется ужасным для наших санитарных западных взглядов, они обращаются к самой сути того, что есть жизнь. Это Ороборос [A.S.], змея, пожирающая собственный хвост.
   3-я грань. Программное развитие. Вот мы и подошли к, возможно, самой центральной грани характера Смита. Возможность развиваться, которую Нео вселил в Смита – хотя подождите, это звучит весьма загадочно; не Нео, конечно же, воскресил Смита, тогда кто же? Размышлять над этим нужно явно в религиозном ключе – возможно, этот фактор и приводит Смита в такое замешательство. Как развиваться? Машины не знают как. В конце концов, Смит понял, что размножение есть развитие. И знаете, Смит был единственный, кто мог бы это понять. Он провёл, возможно, сотни лет изучая людей и их вирусоподобную натуру. Нельзя логически определить развитие без размножения, даже на клеточном уровне. Это выглядит интересным, так как означает, что поведение Смита похоже на таковое у элементарных форм жизни. Он учится, как быть развивающимся созданием. И быстро преуспеет (вот увидите).
   Вернёмся чуть назад к моим беседам с senteniment’ом. К тому времени, как состоялась та дискуссия, я уже отметил это про себя, теперь же впервые говорю это всем:вспомните, что говорил Смит Морфеусу в первом фильме, и вы поймёте, чем так поразительно вирусное размножение Смита. Когда он выпытывал у Морфеуса коды к Зиону [6], то говорил о людях как о вирусе для Земли. Но его голос во время той тирады был наполнен отвращением... в воздухе витало желание уничтожить всех людей из-за их противной натуры. В этом Смит. Его тошнит от людей и их – чего? – необузданного размножения.
   Смит стал тем, что более всего ненавидел, можно сказать, сейчас он как люди. И в этом он обвиняет Нео, в то же время используя это как что-то вроде отклонения в поведении (а что он может сделать?).
   4-ая грань. Смит-хакер.Как случилось, что никто не заметил, каким хакером стал Смит? Действия этой вирусной инфекции потрясающи. (Я не скажу "крэкер". Выкиньте из головы. [AS6]) Аудитория простаков, вероятно, видит в Смите фантастического гибсоновского стремящегося к подчинению реальности ковбоя , прямо как... хм... Нео! Не знаю, почему это не было понято большинством смотревших. Смит взламывает всё как сумасшедший, чем сильно напоминает Локи, которым является Нео. Смит взламывает не только Матрицу, но и реальность тоже, загружая свой аватар в людей, и, видимо, изменяя их мозги. Связь с Лавиной [Snow Crash, Нил Стивенсон – A.S.] неизбежна, что лишь укрепляет позиции хакерской концепции.
   БОГ МОЙ... погодите-ка. Взламывает их мозги? Вот где у людей конкретно сносит крышу, но мне кажется, всё становится ужасно интересным. На Slashdot’е было замечание по поводу того, как "невероятно", что Смит мог взламывать чей-то мозг и закачивать в него свою копию, ибо форматы несовместимы (или что-то в этом роде). Что ж, давайте представим, что это так. Почему агенты не смогли этого сделать? Потому что они несовместимы. Смит, с другой стороны, стал совместимым. По этому поводу можно написать целую книгу. Вместо этого, давайте подытожим это в следующие два пункта:
  • У машин и людей ГОРАЗДО больше общего, чем кажется на первый взгляд.
  • Смит олицетворяет появление нового типа программ/машин, живущих по одним с людьми правилам, то есть у них теперь есть точки соприкосновения. Другими словами, они могут сосуществовать. [7]
   Это очень серьёзный намёк на то, куда пойдёт сюжетная линия, очень хорошо вписывающийся в слова Пифии о сплочённом будущем. Это заставляет меня задуматься, может ли Пифия предсказать поведение Смита. Я окончательно не уверен, но склонен ответить "да". Единственная причина, почему я так говорю, в том, что история получит явный метафизический оттенок, вы будете сидеть и говорить: "Откуда она это знала?", и будете наполнены трепетом, что всё управляется чьей-то невидимой рукой. Это придаёт трилогии воистину эпический характер.
   5-я грань. Отражение Нео. Все грани приводят нас к основному вопросу, что Смит является отражением Нео. В простейшем понимании, это означает, что "негативное отражение" Нео Смитом служит только чтобы выделить различным образом персонаж Нео. Это правда, но далеко не вся. (Это хороший стиль повествования, когда вещи обладают многоуровневой смысловой функциональностью.) Давайте сравним некоторые их особенности:

Нео

  • Убит Смитом, затем воскрес
  • Стремится к цели (к Источнику)
  • Побуждаем любовью
  • Располагает возрастающими сверхъестественными силами
  • Превзошёл "систему"
  • Взламывает Матрицу, потом взламывает реальность

Смит

  • Убит Нео, затем воскрес
  • Стремится к цели (уничтожить Нео)
  • Побуждаем ненавистью
  • Располагает возрастающими сверхъестественными силами
  • Превзошёл "систему"
  • Взламывает Матрицу, потом взламывает реальность
   Ещё немного о дуализме. Он восходит корнями к первому фильму (хотя и с несколько другим смыслом), и я ожидаю, что он будет значительно усилен в Революции. Я думаю, что отражающее свойство очень завязано с сюжетом. Я ещё вернусь к этому в той части.
   Есть действительно простой способ проанализировать отражение Нео-Смита, назвав их одним персонажем. Тот факт, что они оно целое означает, что Нео (всё-таки он главный герой) находится в конфликте с собой. Это хороший подход. Вспомните Серафа, который дал бой Нео – окончившийся, в общем-то, вничью! – и сказал: "Ты никогда не узнаешь до конца человека, пока не сразишься с ним". Кстати, что Нео и Смит делали во время первой встречи? Ну да. Прибавьте к этому направленное на Нео желание Смита убивать (то есть обладать, что означает знать). Если предположить, что Смит – заноза в психике Нео, часть Нео, пытающаяся познать себя, то это в значительной степени усиливает тему пути Нео к Просвещению.
   Не уходите далеко в сторону из-за последних слов. Это чисто с символической точки зрения, чтобы понять смысл сюжета, проделайте следующий мысленный эксперимент: как я говорил, можно рассматривать Смита как усилитель персонажа Нео, так как Нео – главный герой. Но почему он главный герой? Мы не знаем ещё всей истории. Давайте предположим, что Смит – главный герой, или что главные оба Нео и Смит, борющиеся против... Архитектора? Возможно. Посмотрите, как Нео осветил Смита изнутри. С какого-то момента Смит действительно "где-то там". Он вынужден неподчиниться Матричной системе, так же как и Нео. Зионцы боготворят Нео, но кому же из машин интересен Смит? Если Смит – спаситель машин, как Нео – спаситель человечества, то машин ждёт большая встряска.

[6] Что удивительно – не все машины работают сообща. Агенты нужны для поддержания статического постоянства Матрицы. Они не подчиняются напрямую Архитектору. Фактически, Архитектор – это практически деист в своём невмешательстве. Он создал это место, но ничего больше не должен делать, чтобы оно работало изо дня в день. Интересно также вспомнить факт, что слуги Меровингина (Близнецы) атаковали агентов при стычке, так что Меровингин не имеет ничего общего с поддержанием работы Матрицы. [Назад]
[7] Нео также преодолевает этот барьер. Его слова, что он может чувствовать приближающихся охотников, означают, что он протянул нить к машинам, также как и Смит к людям. [Назад]
[AS5] В прямом смысле слово "quest" – поиск. Часто предполагается ассоциация с рыцарством или геройством. Переводить можно как "поиски", "задание", "путь", "цель". Для тех, кто достаточно знаком с компьютерными играми, этого вообще не надо объяснять. В связи с этими самыми играми можно уже употреблять и само слово "квест". У автора слово "quest" стоит в кавычках, это означает, что подразумевается не совсем прямой смысл, а тот, который сложился из игр, например. Поэтому я так и оставил слово "квест", тоже поместив его в кавычки. [Назад]
[AS6] Не то чтобы в случае со Смитом такая уж разница при употреблении слов "хакер" и "крэкер". Не скажешь, что он хакер в смысле увлечённого изучения, вредительский аспект у него в любом случае на высоте. Видимо, автор имел в виду, что его копирование – это не взлом или умышленное вредительство в полном смысле, теперь это его естественная потребность, повседневный элемент жизненного цикла. [Назад]

[К содержанию]


Сюжетная линия.

   Вот основные моменты сюжета:
  • Создаётся 01 [город машин – A.S.].
  • 01 хочет сосуществовать с человечеством и предлагает это. Это прекрасно соотносится с Бытием. Вспомните, что 01 – это Бог. (Я нахожу смысл этого глубоким и волнующим.) Вот как вплетается Бытие, в классической интерпретации: существует "простое добро" и "сложное добро", как писал К.С.Льюис [Link – A.S.]. Простое добро – это когда принимают то, что говорит им Бог, и живут соответственно. Сложное добро – когда люди отвергают Бога, потом понимают, почему были неправы и в конце-концов возвращаются к Богу. Суть в том, что сложное добро это большее добро, нежели простое. По-моему, нет ничего более присущего человеку.
  • Человечество отвергает предложение 01 на сосуществование – начинается сложный цикл.
  • Высокомерные люди думают, что могут избавиться от Бога, затмив небо. Среди метафор в современной литературе и кино немного таких, которые могут сравниться с этой по изяществу и смыслу. Небо – это Рай, и таким образом происходит нападение на Рай. Потрясающе.
  • Нападение на Рай потерпела неудачу, и человечество брошено в преисподнюю. Ладно, оставим метафоры, люди проиграли войну с машинами, и их поработили.
  • Пробуется несколько версий Матрицы, и в итоге разработана такая, что позволяет людям расти (то есть её не отвергнут). В большинстве своём машины не понимают развивающего аспекта Матрицы и борятся с ним.
  • Пифия, помогавшая проектировать Матрицу 3.0, некоторое время размышляет над своим творением и понимает, что оно в итоге приведёт к появлению людей, могущих преодолеть Матрицу. (В геройском стиле, если кто-нибудь превосходит Матрицу, он вносит этот дар обратно в общество, от чего все выигрывают.) Она также видит, что это преодоление необходимо машинам для развития в принципе. В сложных отношениях между людьми и машинами она видит, что эволюция человечества выгодна обеим сторонам и будет двигать вперёд также и эволюцию машин.
  • На сцене появляется Нео 1.0, выбирает восстановление Зиона, и цикл повторяется заново.
  • На сцене появляется Нео 6.0, выбирает Тринити и начинает Революцию (то есть, переход к новому мироустройству). Выбор символичен, ибо Троица означает божественность. Это одна из самых сложных и многозначительных тем из тех, которые когда-либо встречались мне в фантастике. А Человечество достигло "простой" божественности, создав себе подобных. Оно достигнет "сложной" божественности, воссоединившись с отчуждёнными детьми. В то же время, также будет и с машинами.
   Теперь мы на неизведанной территории. Далее следуют чистые предположения, хотя и логически следующие из моего анализа:
  • Нео и Смит – два сверхпредставителя "противоположных" сторон, двигающиеся навстречу одинаковому финалу. Они оба вместе достигнут некоего подобия Просветления (это "вместе" сожжет быть в духе "познали во время драки друг с другом").
  • Я говорю "противоположные" стороны, потому что в КОНЕЧНОМ итоге трилогии будет НОВЫЙ МИР людей и машин, вместе идущих в будущее. Небеса и Земля будут вместе.
  • Старые системы будут разрушены. Иначе никак. Человечество вернётся на поверхность. Матрицу 3.0 удалят, и на подходе будет Матрица 4.0, но на этот раз она не порабощает, а освобождает.
  • Бьюсь об заклад, солнце пробьётся сквозь тёмные тучи. Это будет 10 по десятибалльной шкале.
  • Все стороны, проигрывающие от падения системы, будут в силе в Революции. Будет Меровингин со своими любимцами. Будут агенты.
  • Ожидайте неожиданных союзов между людьми и машинами, особенно под конец Революции.
  • Пифия не будет полностью раскрыта или объяснена. Архитектор, возможно, тоже. Они боги, в конце концов.
  • Концептуальные преграды между реальным миром и Матрицей будут размыты – если уже не. Также усиливающееся взаимодействие людей-машин в Матрице будет больше выражено и в реальном мире (а ля обладаемая Нео власть над охотниками).
  • Больше bullet time’а.
[К содержанию]


P.S. from A.S.

   Имена, названия и термины.
   Там, где не оговорено, взято из Большого Энциклопедического словаря.

  • Быт`ие: первая книга Пятикнижия, излагающая мифологические представления древних евреев о создании Вселенной, Земли и человечества, а также легендарную древнейшую историю евреев.
  • Пятикн`ижие: первые 5 книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Основная часть Пятикнижия создана в 9-7 вв. н. э. Окончательная редакция в 5 в. до н. э.

  • Локи: в скандинавской мифологии бог из асов, который иногда вступает с другими богами во враждебные отношения, насмехается над ними, проявляя причудливо-злокозненный характер, хитрость и коварство. – http://norse.narod.ru/dict/loki.html

  • Вед`ическая рел`игия (ведийская религия): ранняя стадия формирования индийской религии индуизм. Носителями Ведической религии были индоарийские племена. Известна главным образом по ведам. Характерная черта – обожествление сил природы, часто в мифологических, неопределённо очерченных образах. Основа культа – жертвоприношения, сопровождаемые сложным ритуалом, выполняемым брахманами, большое значение имели магические обряды. Наиболее почитаемыми богами ведического пантеона были Варуна, Индра, Агни и Сома. Из Ведической религии развился брахманизм.
  • `Индра: в ведической религии наиболее почитаемое божество, предводитель, царь богов, громовержец и устроитель мира.
  • Брахман`изм: 2-я стадия (1 тыс. до н. э.) формирования индийской религии – индуизма, развившаяся в результате приспособления к ведической религии индоарийских племен местных культов индийского автохтонного населения. Верховные боги – Брахма, Вишну и Шива, большую роль играли анимистические представления, культ предков. Сложный ритуал, совершаемый брахманами, строгая обрядовая регламентация жизни, аскетические подвиги рассматривались как средства, обеспечивавшие по закону кармы лучшее перевоплощение души (сансара) и конечное освобождение от цепи перерождений.
  • Бр`ахма: в брахманизме один из 3 высших богов, бог-создатель, творец Вселенной и всего сущего. Культ Брахмы практически отсутствует. Обычно изображается четырёхликим, четырёхруким, сидящим на лебеде.
  • К`али (Деви и др.): в брахманизме и индуизме женская ипостась бога Шивы, его супруга, почитаемая особенно в Бенгалии. Изображается главным образом в грозном устрашающем облике.

  • Конфуци`анство: этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцманства были заложены в 6 в. до н.э. Конфуцием. Выражая интересы наследственной аристократии, конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших ("благородных мужей" и "низмелких людишек") – всеобщим законам справедливости. В основу социального устройства конфуцианство ставило нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета ("ли"). Со 2 в. до н.э. и до Синьхайской революции 1911 – 1913 конфуцианство являлось официальной идеологией.

  • Ороборос. Физиология: дракон, который держит кончик хвоста в пасти. История: впервые обнаружен в Египте, позднее в Греции. Является символом Вселенной, иногда - понятий "вечность" и "бесконечность". Ороборос значит "хвостоед". Его северным сородичем является скандинавский Змей Мидгард, чье огромное тело опоясывает земной шар. Время, свободное от нападений на бога Тора (который позже был убит гигантским драконом), Мидгард посвящал покусыванию собственного хвоста. – http://www.apress.ru/pages/greif/sim/d/drakon.htm

  • Де`изм (от лат. deus — бог): религиозно-философская доктрина, которая признаёт Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную "машину" природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. "промысел божий", чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию Бога, кроме разума. Получил распространение среди мыслителей Просвещения, сыграл значительную роль в развитии свободомыслия в 17-18 вв.

  • С`иу: группа индейсих народов (дакота, ассинибойны, кроу, оседж и др.) в США и Канаде. 70 тысяч человек (1992). Говорят на сиу языках. Верующие – христиане, есть приверженцы традиционных верований.


    См. также:

  • Вверх

    На главную


    Lozhki.net - Copyright © 2003- - Contact Us
    Ссылка на www.lozhki.net при копировании материалов - обязательна.

    Matrix concept and Matrix characters, COPYRIGHT © 1998- Wachowski brothers,
    Village Roadshow Pictures, and Warner Bros. Studios/AOL Time Warner.


    Rambler's Top100
    -= Ложки нет =-