Ох, господа учителя, господа учителя... Все бы вам с чем-нибудь побороться, что-нибудь поизживать, от чего-нибудь избавиться. Ну а на освободившееся, само собой, посеять разумгное, доброе, вечное. Чтобы, значится, русский народ в конце концов прозрел и сказал вам сердечное... Увы, не внемлет он.
А теперь немного по теме разговора. Поэма, так сказать, в двух частях.
Часть первая, хвалебная.
Все-таки русский мат - это универсальное средство общения. Первое, что отличает его от общепризнанного литературного языка - это плотность, иначе говоря, количество смысловых единиц на слог. Как показывает практика, с возвышением стиля количество слогов, потребных для передачи некоего количества смысловых единиц, возрастает, и соответственно, являясь низшим из речевых стилей, мат позволяет передать то же количество смысловых единиц меньшим количеством слогов. Более того, развитая ассоциативная система позволяет еще сильнее сократить объем фразы. А сокращение объема фразы и уплотнение информации позволяет быстрее осуществлять информационный обмен (вспоминая старый анекдот, "пока вспомнишь, как рабочего зовут, в какой именно цех ему надо сбегать, какую деталь оттуда принести и что с ней потом сделать - это ж пол-смены пройдёт").
Второе отличие уже указывалось ранее. Будучи официально табуированной лексикой, мат позволяет в описании эмоций избегнуть пафоса. Впрочем, я не уверен, что здесь болезнь, а что - лекарство, которое оной не лучше.
Третье - наличие множества смыслов, позволяющее использовать игру слов в широчайшем спектре ("Полюбила парня я...")
Четвертое - опять же, использование табуированной лексики в повседневной ситуации людьми, не склонными использовать её без нужды является индикатором того, что ситуация вышла за пределы повседневной, стала экстремальной, и соответственно, необходимо действовать, как в экстремальной ситуации (например, не вертеть головой в поисках потенциальной опасности, от которой нужно увернуться, а сначала увернуться, и лишь потом вертеть головой).
И пятое. Да, я восхищаюсь людьми, способными с использованием столь неподатливой материи, как девять (а сейчас и того меньше) корней плести кружева фраз, не повторяясь и не сваливаясь на примитив. Я способен увидеть в этом произведение Искусства. С другой стороны, черный квадрат способен нарисовать каждый, а Малевич только один... Так что тут тоже отношение должно быть довольно понятно.
Часть вторая. Хулительная.
Я никомим образом не одобряю использования мата в повседневной жизни. Более того, я всячески против. Против использования мата при женщинах, которые возражают. Против мата при детях - по определению.
Одновременно с этим, я не против того, чтобы дети понимали - есть язык, которым общаются со сверстниками, на улице - и есть язык, которым общаются со взрослыми. Это естественно - учителю нельзя говорить "эй, чувак!"; родителям нельзя говорить "отстань"; к сверстникам не имеет смысла обращаться на Вы. Каждая ситуация подразумевает свой кодекс общения - и если ребенок не поймёт этого, у него будут большие-пребольшие проблемы в дальнейшей жизни.
С другой стороны, я против того, чтобы нецензурная речь шла с экранов в то время, когда телевизор могут смотреть дети - то есть с 7 утра до 22-23 часов вечера. Я против того, чтобы подобные вещи появлялись в изданиях, которые могут читать дети.
Кстати по поводу эвфемизмов - я лично не считаю, что "блин", "хрен" с "хером" и "звездануть" - слова, которые можно употреблять в обществе, в котором нецензурщину употреблять нельзя. Разница достаточно невелика.
Если проще... Я - против. Я буду стараться передать это ощущение - тем, кому смогу. И так, как смогу.
А еще я знаю - ругать что бы то ни было имеет право только тот, кто это "что-то" любит. Так моряку позволительно ругать свой корабль, и крыть капитана такими словами, за которые кому угодно другому он бы первым устроил свидание лица со стеной. Так классному руководителю позволительно ругать расшалившихся первоклашек - а проходящему мимо чужому родителю - не позволительно. Так и мне можно судить русский мат. Потому что я его знаю - и я люблю это средство выражения мыслей так же, как и любое другое языковое средство. А значит - имею право.
Мне грустно, что традиция "не принято" уходит в прошлое. Мне грустно, что табу размываются. Мне грустно, что люди перестают ценить сильные эмоции настолько, чтобы делать под них лингвистический запас. Мне грустно, что погоня за адреналином становится повседневностью - и как следствие, размываются границы запретного и опасного. Увы, язык не может не отражать в себе этих перемен в обществе. И, боюсь, только перемены в обществе способны привести к переменам в языке. Ведь даже язык Пушкина остался бы странным лингвистическим казусом, если бы не назрела необходимость кардинальной перемены.
А тем, кто хочет с чем-нибудь побороться, предлагаю куда более простую цель. Убедите кондукторов в автобусах, что фраза "оплачиваем за проезд" звучит не по-русски.
__________________

Кошак, борец за официальный запрет всех официальных запретов.
Ах, лето красное, убил бы я тебя, когда б не связь времён да Уголовный Кодекс. (с)О. Ладыженский
Адрес поста | Один пост | Сообщить модератору | IP: Logged