Ну что ж...
Два смысловых слоя уже вскрыты. Первый - очевидный - как плохо жить в государстве тотального контроля. Второй - менее очевидный, но оттого не менее понятный - как плох терроризм как средство изменения государственного устройства.
Давайте начнем по порядку. Что есть V, кто есть V, откуда он взялся на голову властей? Почему появление этого сверхчеловека в фильме не кажется несуразностью - почему побочный результат биологических экспериментов, внезапно появившийся на поверхности спустя дюжину лет после этих самых экспериментов, не режет глаз, в отличие от укушенного радиоактивным паучком Спайдермена или отравившейся некачественным одеколоном женщины-кошки?
Разница, на мой взгляд, весьма значительна, и озвучивает эту разницу сам V. В отличие от сотен героев героической героики, появление V - воплощение третьего закона Ньютона. Закона, в соответствии с которым любое действие порождает противодействие. Чудовищные действия порождают чудовище. И он не отрицает, что является - чудовищем. Более того, осознает это. И именно осознание этого удерживает его от самой большой ошибки, которую он только мог совершить - остаться в живых и взять власть в свои руки.
Трудно вывести людей на площадь. Еще трудней - не встать при этом во главе. Не перейти грань между гражданским изъявлением и переворотом. Не захватить власть - но оставить её свободной. Одновременно с этим - не подпустить к власти, к власти над толпой - того, кто сможет эту власть взять. И именно ситуация с масками - это тот случай, когда никто не сможет повести толпу за собой.. Потому что не сможет появиться человек в маске Гая Фокса и повести толпу - захватывать почту, телеграф, мосты, вокзалы... Потому что все они сейчас - люди в масках Гая Фокса. Все - актеры одного спектакля.
Он все сделал правильно. Наверняка у власти окажутся ушлые и хитрые люди. Наверняка те, кто придет к власти после 5 ноября не будут кристалльно чисты и честны. Но не один год, и не десять лет призрак толпы в масках будет реять над ними, и не один год они не осмелятся затягивать гайки. Потому что те, кто вышел на площадь перед Парламентом один раз, выйдут туда еще раз, если дать им повод. Те, кто принял решение как свободный человек - не дадут отнять у себя свободу за здорово живешь.
Фильм ведь не утвреждает необходимости свержения любой и всяческой власти. Он только предостерегает - власть культурного подавления, власть, в которой фобии власть предержащих могут решать судьбу многих тысяч человек, власть профилактических арестов и черных мешков (а ведь в сценарий не поместились еще и рационирование - от него осталась только фраза "с детства не ощущала вкус настоящего масла") - эта власть - лекарство, которое хуже болезни. Потому что те, кто эту власть устанавливает, приходят к рулю средствами, которые сами по себе не оправдывают и не окупают преимуществ этой власти.
Это фильм о террористе - но террористе, не считающем абсолютно, что цель оправдывает средства. Террористе, который взрывает Олд Бейлис - но ночью, когда там практически пусто - и так, чтобы обломками не придавило соседние здания. Заметьте - в фильме ни одного упоминания о раненных или убитых в ходе взрыва - а ведь будь они, об этом бы непременно доложили. Террористе, который предупреждает за год о том, что собирается взорвать Парламент (и мне почему-то кажется, что мою уверенность в том, что в сцене в телевышке - какой бы провод ни был перерезан - а возможно, даже если бы и был перерезан хоть один - взрыва бы не было. Или был бы - но вполне себе бутафорский, не повлекший ущерба зданию и гибели людей).
Наконец.. Это фильм про артиста. Про артиста, который играет драму. И в конце этой драмы - как и положено по сюжету - умирает. Без пафоса, буднично.. Чуть не сказал - привычно. Не снимая маски, не смывая грима, не переоблачаясь в партикулярное. Даже не скатившись к издерганно-Нероновскому "Какой артист умирает...". Про артиста, играющего в театре одного зрителя. Того самого артиста, которому уже не нужны ни режиссер, ни критик. Который сам простроил свой моноспектакль в декорациях города.
Ну и наконец, это фильм о свободе. О свободе тех, кто не задевает руками чужих носов. О силе, которая может, пусть на несколько часов, вернуть людей в чистое состояние подлинной, Кропоткинской, анархии. И о том, сколь эта свобода непрочна, и какие силы нужны, чтобы её вернуть. Чтобы вернуть людям право читать те книги, которые они считают важными, слушать музыку, которую они считают прекрасной, любить тех, кого просит сердце.
Так что... Ищите третий слой. А лучше - еще и четвертый с пятым... И не обязательно пересматривать раз за разом фильм. Лучше еще раз посмотрите в зеркало. Раз или два...
__________________
![](http://bergamot.nm.ru/qd2.gif)
Кошак, борец за официальный запрет всех официальных запретов.
Ах, лето красное, убил бы я тебя, когда б не связь времён да Уголовный Кодекс. (с)О. Ладыженский
Адрес поста | Один пост | Сообщить модератору | IP: Logged