Календарь Участники форума Часто Задаваемые Вопросы Поиск   
Настройки профайла, личные сообщения и подписка на темы
Форум Ложки.net - Все о Матрице : Powered by vBulletin version 2.2.8 Форум Ложки.net - Все о Матрице > Сайт и форум > The Matrix > Матрица как Путь Шамана (Джейк Хорсли)
Отдельное сообщение:
Автор
Сообщение Новая тема   Ответить
Уивинг
Агент

На форумах с октября 2003
Местонахождение: Сейчас - здесь
Сообщений: 6899
Матрица как Путь Шамана (Джейк Хорсли)

Взято отсюда
http://www.kino-govno.com/forum/viewtopic.php?t=21189

Джейк Хорсли

Матрица как Путь Шамана

Ум – сам по себе, и внутри себя
Может Ад сделать Раем, и Адом – Рай

Сатана из "Потерянного Рая" Мильтона

Сюжет "Матрицы" (1999) – фильма с самым, пожалуй, закрученным сюжетом из всех – аутентично гностический. Неважно, где братья Ваховски позаимствовали популярный миф о порабощении современного человека машинами, у них все равно получился оригинал. Это потрясающе однородная смесь мессианских пророчеств Филипа Дика, Лавкрафта, Бодрийара, апокалиптических преданий, мистицизма восточных единоборств и техно-паранойи.
"Матрица" возможно является самым выдающимся американским фильмом 90-х. Но это – и больше, и меньше, чем обычное великое кино. С одной стороны – глянец, смутная бездушность и масса адреналинового насилия, характерного для фильмов МТV последних лет (как-никак, его продюсер – Джоэл Сильвер). С другой стороны, это вполне может оказаться первым широко востребованным произведением сюрреализма в формате мейнстримного кино.
"Матрица" – это путь шамана в драматургической форме, место которого рядом с "Алисой в Стране Чудес", и которое, возможно, в один прекрасный день заменит собой "Волшебника Изумрудного Города" в качестве основного культового психоделического кино.
Но этот фильм не для всех. Если вы не принимаете его основную философскую предпосылку – то, что реальность есть сон, навязанный и контролируемый неизвестными силами с целью нашего порабощения, и что только посредством сознательного сновидения можно сбежать из-под этого ига и освободить свою божественную природу – фильм останется для вас лишь первоклассным развлечением. Без сомнения, миллионы посмотрели его именно в этом последнем качестве.
"Матрица" страдает от тех недостатков, которые характеризуют все блокбастеры 90-х. Несмотря на интригующий и оригинальный сюжет, фильму недостает основательности, характеров и психологической глубины. Это мог быть совершенный шедевр, если бы авторы ослабили упор на действие и уделили некоторое время основному характеру, показали окружающий его мир и его мутацию в мир скрытой, высшей реальности. Но так как все было поставлено на карту для того, чтобы фильм имел успех, это не столько критика, сколько сожаление. Чудо, что такой фильм был вообще сделан. Будь он три часа длиной, снятый в стиле 70-х, с выверенным темпом, с настоящим актером в главной роли, вниманием к научным деталям "Чужого", человеческими глубинами "Вторжения Похитителей Тел" и, возможно, с анархистским духом "Бразилии" – он мог бы стать "Крестным Отцом" 90-х: классика научной фантастики для публики, которая не любит научную фантастику. Тот же, каким он вышел, это фильм строго для киберпанков и гностиков.
Пожалуй, самая незабываемая часть фильма – это двадцать минут первых объяснений Морфея Томасу. Ответ Томаса предопределен самим вопросом: если все это сон, то зачем брать красную пилюлю, а если нет, то зачем брать синюю? Вслед за этим Томас оказывается буквально вырван из своего не совсем блаженного невежества и поставлен лицом к лицу со страшной, буквально сводящей с ума Правдой: что он является рабом организованных неорганических существ, о существовании которых до сего момента и не подозревал. После победы искусственного интеллекта цивилизация была уничтожена, люди были отправлены в глубокий сон и в то время, как из них отсасывают жизненную силу, им ниспосылается коллективное сновидение. Людей разводят и выращивают прямо в инкубаторах и кормят внутривенно разжиженными останками умерших. Все это – чистый оккультизм, уходящий далеко за рамки даже лучшей научной фантастики, в мрачные миры кошмаров Лавкрафта, Хайнлайна, Кеннета Гранта, Карлоса Кастанеды, с их "лабиринтом пенумбры", неорганических существ, которые поработили человечество и превратили его в источник своего питания.
Конечно, современные предания об НЛО и "серых" пришельцах адаптируют и развивают те же атавистические верования, дополненные технологическими новинками типа "имплантантов", "клонов" и т.п. Все это выдвигает Матрицу на передовую линию современного мифотворчества – или психо-истории?
Жизнь на земле образца 1999 года как коллективный сон, порожденный с целью держать человечество в покорности – это и есть Матрица, внутри которой есть определенные возможности сбежать из-под ее власти. Морфей и его команда являются "пробужденными", или Иллюминатами. Благодаря тому, что они освободили свои тела из энергетической фермы "реального мира", они могут входить в Матрицу – мир сна – по своей воле и действовать со сверхчеловеческим потенциалом. Но они могут обойти только некоторые законы Матрицы. Они не в состоянии окончательно сбросить ее тиранию и приобрести божественный статус голограммы внутри голограммы, потому что на это способен только Тот Самый (The One, Единственный). Они все еще ограничены рамками своего ума, не до конца избавились от программы, навязанной им машинами. Поэтому тренировки Томаса (который приобретает новое имя: Neo, the One, или Eon) сфокусированы на том, чтобы "освободить ум", заставить его осознать, что он никак не ограничен законами своего тела, но только своей верой в них. Как маленький Будда объясняет Нео: "Не старайся согнуть ложку. Это невозможно. Вместо этого постарайся осознать истину. Ложки нет. Тогда ты увидишь, что гнется не ложка, а ты сам". Это чистейший Дзен.
Агенты Матрицы тоже не всесильны. Они ограничены тем, что должны поддерживать ощущения от этой реальности на уровне "реальной повседневности", чтобы люди не догадались, что это только сон, поэтому слишком чудесным и вызывающим образом они не могут себя вести. Ничего из этого в фильме не объясняется, но кажется справедливым, что создатели сна должны быть каким-то образом им обусловлены и ограничены. Напротив, Нео – в качестве Того Самого – должен повернуть эту ситуацию в пользу людей и их "пробуждения" своим скачкообразным переходом из состояния фигуры до состояния игрока, от обычного человека до шамана и полубога. Что так восхищает в конце фильма – это то, что побеждает сила человеческого воображения. Как только Нео достигает реализации, осознания, он может останавливать пули умом – ведь они не существуют в настоящей реальности – и проектировать себя в голографическое тело Врага, чтобы взорвать его изнутри. В эти и другие моменты фильм достигает совершенной симметрии и дарует нечто близкое шаманскому экстазу. Это не просто фильм, а опыт-переживание.

*
Образы явлены человеку, но их свет остается скрыт в образе света Отца. Он будет явлен, но Его образ останется скрыт светом.

Евангелие от Фомы, Библиотека Наг Хаммади

Из Кеану Ривза получился идеальный кандидат на спасителя мира, мифологически говоря, именно потому, что в нем нет ничего и отдаленно героического. Фильм – про его духовное перерождение, его возвращение в сознание, и в этом его основная сила, которая резонирует с нами, помимо всяких там трюков, уверток и драк. Нео, Мессия, является Тем Самым в силу какой-то неустановленной способности ума. Может быть, на каком-то генетическом уровне, но в фильме это не объясняется. Это качество остается неясным, но определенно ментальным. Можно сказать, что Нео – прирожденный шаман. Он имеет способность "отменять неверие", вместе в его пугалами-близнецами – страхом и сомнением, и кидаться в неизвестность, доверяя своим крыльям, что они раскроются в нужное время, чтобы перенести его через Бездну в четвертое измерение. В фильме драматически используется настоящая, физическая пропасть – Нео должен прыгнуть с одного здания на другое – чтобы проиллюстрировать знаменитый недостаток веры. Конечно же, он падает, вера покидает его, как Петра, шествующего по водам, как и всех, нам говорится, "в первый раз". Невозможно не иметь смертельных сомнений и парализующих страхов, когда тебе сказали, что ты должен спасти мир. Только Оракул снимает с него эту тяжесть, при этом добавляя, что Морфей будет верить все равно, даже умрет за это, так что после ее посещения Нео приходится бороться уже просто за Морфея и за то, во что Морфей верит, даже если Нео сам считает это ложным.
Это напоминает игру Дона Хуана с Кастанедой во второй книге (Отдельная Реальность) с целью, чтобы тот продолжил свое ученичество. Дон Хуан заставляет Кастанеду поверить в то, что его, Дона Хуана, жизнь находится в опасности, и что только Кастанеда может ему помочь. В то же время, он оставляет ему выбор – бросить ученичество (путь шамана) и вернуться в свой старый мир (взять голубую пилюлю). Некоторое время Кастанеда сомневается, прежде чем понять, что он не может просто так бросить Дона Хуана умирать, и неважно, способен он спасти его или нет. Таким образом он освобождается от сомнений в себе и оказывается свободен действовать. Сходным образом, Нео наставляется на путь Оракулом. Так как она видит время подобно карте, лежащей перед ней, она скорее всего знает, что Морфей не умрет и что Нео – тот самый, но оба факта или возможности получатся, только если Нео будет верить в обратное (так же, как разбивание им вазы зависит от ее просьбы не волноваться об этом). Чтобы стать "Тем Самым" - быть достойным этого имени – он должен сначала освободиться от невыносимого бремени, которое это имя налагает, ведь оно является более чем бесполезным, покуда он сам не уверится в том, что это – правда. Он должен доказать это не кому-то еще, а самому себе. Как Дон Хуан в самом начале учит Кастанеду: только активно применяемое знание может считаться силой.
Это наиболее волнующая экзистенциальная начинка, которую только можно вообразить для мелодрамы в стиле action, и она дает “Матрице” ту эмоциональную силу, которую обычно получают только из произведений искусства. С этой точки зрения она является самым дерзким, нахальным и радостным фильмом со времен “Гражданина Кейна”.
Конечно, чтобы переродиться, Нео должен сначала умереть, и мир будет спасен поцелуем. Некоторое время он сопротивляется лжи о том, что у него есть тело, что мир реален, и игнорирует пули агентов. Затем побеждающий враг заставляет его усомниться, и он умирает. В реальном мире Тринити, твердо убежденная своими чувствами в том, что Нео – Тот Самый, шепчет ему в ухо: "Ты должен быть Тем Самым, потому что я люблю тебя". Истина, представленная здесь в самом, наверное, простом и волнующем поэтическом образе, который только есть – поцелуя любви – воскрешает Нео к новой жизни и освобождает его. Он воскрес и возродился. Надоедливые демоны-агенты возобновляют свою атаку, но Нео только пожимает плечами и встряхивает головой, с легчайшей из улыбок на устах. Его жесты говорят за все: сверхчеловеческая неколебимость, уверенность голограммы внутри голографической вселенной, того, кто является всем – ложкой, пулями, вселенной – потому что он не является ничем. Посему его смерть не символична и не фигуративна, а буквальна. Как шаман, он переходит по мосту радуги в высший мир и здесь его тело заменяется духами, как Исус, он возвращается в совершенном образе вместо плоти.
В конце фильма – который является только началом – Нео обретает статус Бодхисаттвы как просветленной души среди обреченных, Психопомпа в Гадесе, мага-целителя с мертвым миром на руках (или плечах). Он - "Тот Самый", не в том смысле, что один единственный, а скорее в смысле первый: из тех, кто осознал свою истинную природу и стал посвященным, ваятелем реальности, "сновидцем" тольтеков. Он пришел к собственной тотальности, он целостен (голографичен). Тот факт, что в момент смерти-воскресения происходит его союз со своей душой или анима (Тринити), совершенно оправдан с алхимической точки зрения. Совершается рождение божественного андрогина. Здесь Кеану Ривз с его андрогинной внешностью очень уместен.
Воскресший Нео останавливает пули и ныряет внутрь демона (агента Смита), чтобы взорвать его изнутри. В этот момент он получает полное признание как Тот Самый, the One, Единственный (Единство мужского и женского, ума и тела, симулируемого и настоящего, правого и левого полушария мозга, разума и воображения), а поп-культура получает реализацию великого делания par excellence. Это и есть та высокая развязка, которую фильм обещал с самого начала.
Однако, Матрица – миф без психодрамы, в нем нет теологических глубин, помимо поверхностного Дзена и волшебства, и он не создает никакой религиозной образности или иконографии под стать своему апокалиптическому решению. Вместо такой образности он прибегает к стандартным голливудским атрибутам Фантастики Отмщения: черная одежда, крутые солнечные очки, тяжелая артиллерия, немыслимое насилие. Способ, коим он превосходит эту ограниченность, является частью общего очарования фильма. Поскольку герои в основном действуют в симулированной компьютером реальности, невозможное насилие не выглядит однообразным или неправдоподобным (один раз только Нео расстреливает комнату, полную агентов, в которой также заключен Морфей, и не оставляет на последнем ни единой царапины). Абсурдность насилия легко перетекает в сюрреальность, откуда оно родом. А так как сюрреальность неизбежно приводит насилие к его изживанию – там, где настоящая сила, в насилии больше надобности нет – появляется, наверное, первый раз, какая-то цель, смысл, объект ко всем излишествам. Матрица является картой реальности, над которой могут часами размышлять потенциальные артисты, мечтатели и будущие шаманы. Возможность того, что все в ней точно и истинно – метафорически говоря – и что сам фильм является прорывом в пропагандистско-просветляющей программе скрытых революционных сил "будущего" (т.е. реального мира), есть возможность, которую нельзя сбрасывать со счетов в конце фильма-книги о насилии. Эта возможность призывает уделить ему серьезнейшее внимание.
Морфей не ошибается, когда заверяет Нео, что "реальность" – если понимать под этим то, что воспринимается совокупностью чувств – есть не что иное, как электрические импульсы мозга, и что как таковая она может быть симулирована искусственным образом. Этот факт установлен, если еще не доказан, наукой и технологией. Видимо, мы пока не готовы его признать, из глубинного страха, что как только мы поймем, что это возможно, мы также поймем, что это неизбежно – что это уже, на самом деле, происходит. Мы станем воспринимать матрицу своего ума как смертельную ловушку, в которую он превратился. В этом случае у нас останется два варианта: пилюля голубая или красная.

__________________
I remember that time
When Life was a miracle.


The truth is, there is something terribly wrong with this country. (c) "V for Vendetta"

И хотя я понимаю, что это глупо, я опасаюсь стать фанатом "Матрицы", каждый день думаю об этом! Забавно?!

Адрес поста | Один пост | Сообщить модератору | IP: Logged

Уивинг в оффлайне Old Post 16.04.2004 14:27
Посмотреть профайл автора Click here to Send Уивинг a Private Message Домашняя страница Уивинг Найти еще сообщения от Уивинг Добавить Уивинг в Ваш список друзей Добавить пользователя в Contact List ICQ  Ответить с цитированием Редактировать/Удалить сообщение
Смотреть всю тему
Время на форуме соответствует Гринвичу . Сейчас время - 01:25. Новая тема   Ответить
[Закрыть это окно]


< Contact Us - Ложки.net >

Based on vBulletin 2.2.8
Powered by Stormwave.ru
Copyright © 2003 - Lozhki.Net


Rambler's Top100