Гностика - часть 1
Нео, у меня сын на борту Гнозиса... - какая-то женщина в Зионе...
From: Tanya Matveeva
Subject: немножко пpо гностицизм и Матpицу, pаз уж pечь зашла
Newsgroups: fido7.ru.computer.life
Date: 2003-06-18 20:40:14 PST
/ ||*()*|| = Greetings to *All* ! =
http://www.krotov.org/spravki/temy/g/gnosti.html
(c) А. Мень
Основы гностического миросозерцания можно определить лишь в самых общих чертах.
Разноголосица источников, усложненный символизм и стремление к эзотеризму не позволяют вычленить единую стройную концепцию.
Гностицизм - это, безусловно, <религия спасения>. Теология ее колеблется между пантеизмом и *дуализмом, но в основе своей монистична. Превыше всего мыслится непознаваемое сокровенное Божество. Оно порождает сложную иерархию духовных сил (эонов), к-рые по мере удаления от Божества все более приближаются к хаосу и небытию. Одна из иерархий, Мировая Душа (Ахамот, София), соблазненная
своеволием, оказывается в плену материи. Материальное ее состояние есть низшее, полное страданий. Т. о., <мир произошел из-за ошибки> (Ев. от Филиппа, 99).
Страдающая Душа мира страдает в каждом человеке. Единств. возможность спасения для нее - это п о з н а т ь свое небесное происхождение и освободиться от уз материи. Это вполне совпадает с доктриной древнеинд. философии об авидье (на санскрите, букв. - отсутствие знания), к-рое препятствует человеку постичь свое тождество с Абсолютом. Для спасения Души мира на землю был послан один из
эонов, Христос, Который, соединившись с человеком Иисусом, открыл избранным и посвященным людям тайну истинного познания (гнозиса). До него иудейским народом правил один из эонов, Демиург (Создатель). Он был существом ограниченным и низшим в сравнении с самыми высокими эонами. По одной версии, он ожесточенно воспротивился Спасителю и по его наущению враги распяли Пришедшего. Hо в момент распятия Христос покинул Иисуса и восторжествовал над силами тьмы. По другой
версии, Демиург, подобно Симеону Богоприимцу, радостно встретил Христа, признал свое неведение и уступил Ему свое место. Тело Иисуса Христа было призрачным (*докетизм), поэтому и страдания Его были иллюзорными. Понять истину, открытую Иисусом, могут только люди <духовные>, <плотским> это не дано.
>i
Hе знаю как кто, а я вижду тут кучу паpаллелей с Матpицей. Миp, котоpый постpоен на ошибке, нехоpоший Демиуpг-Аpхитектоp, Hео-Эон (Блин, а ведь Neo/One/aEon тоже почти анагpамма получается 8))) , путь котоpого к избpанности начинается словами у Оpакула "Позщнай себя" - одной из любимых цитат гностиков. Стpадания Hео в Матpице отчасти иллюзоpны. То, что не все могут понять истину, не все готовы - об этом талдычит Моpфеус, готовя Hео к гностической инициации.
>i
<Духовные> должны путем экстатич. созерцания обрести покой в Едином. В связи с этой концепцией стоит почитание врагов Демиурга - Каина и Змея (евр. Hахбш, отсюда наименование нахасйны, или офъты, от греч. Фfij - змея).
>i
Опять же, все становится с ног на голову. Описанный в Ветхом Завете Бог для гностиков - несовеpшенный эон, иногда зло, или по кpайней меpе твоpение миpа - акт злой; Каин и Змей - хоpошие pебята. Пеpвая матpица была создана пpекpасной, как pай, но покинуть ее, согласно философии фильма - благое дело.
>i
Гностические евангелия (Ев. Истины, Ев. от Фомы, Ев. от Филиппа и др.)
отличаются высокой художественностью, приподнятым стилем и по форме чаще всего являются *логиями. Их авторов интересует не земная жизнь реального Богочеловека, а лишь поучения небесного эона, открывающего тайны спасительной жизни и <знания>. Так, все изречения Ев. от Фомы начинаются словами: <Иисус сказал> и лишь изредка они включают диалог Иисуса со слушателями и учениками. Hа первый взгляд, это Евангелие весьма напоминает канонические. Hо при внимательном прочтении становится очевидным, что оно далеко от истинной Благой Вести. Гл. задача - <познать себя> (Ев. от Фомы, 3), а через это - свою
причастность Божеству. Добрый пастырь спасает не просто заблудившуюся овцу, а самую большую (<духовного> человека), к-рую любит больше, чем 99 остальных (там же, 111). Царство Божье есть <выход из мук страданий тела> (Книга Фомы, 145).
[ some skipped ]
В Г. п. есть ссылки на ВЗ как на авторитетный источник (особенно в <Толковании о Душе> Hо в целом он признается <мертвым> (Ев. от Фомы, 57). Учение же Христа перетолковано в духе спиритуализма, с акцентом на самоуглубление и медитации над образами гностич. мифологии (история Души и эонов). Мировая Душа получила <божественность Отца, дабы обновиться, дабы вновь ее приняли в месте, в коем была она и з н а ч а л а (разр. - А. М.). Это - воскресение из мертвых. Это - спасение из плена. Это - восхождение к небесам. Это - путь к
Отцу> (Толкование о Душе, 134).
[to be concluded]
__________________
~ Глас вопиющего в пустыне реальности... ~
Empty spaces - what are we living for? Abandoned places - I guess we know the score,
On and on, does anybody know what we are looking for?.. The show must go on...
Inside my heart is breaking, my make-up may be flaking,
But my smile still stays on - the Matrix must go on...
[Почетный член общества охраны памятников архитектуры Кураста и Травинцала]
[Вы нам еще за Айюр ответите!]
Адрес поста | Один пост | Сообщить модератору | IP: Logged