Календарь Участники форума Часто Задаваемые Вопросы Поиск   
Настройки профайла, личные сообщения и подписка на темы
Форум Ложки.net - Все о Матрице : Powered by vBulletin version 2.2.8 Форум Ложки.net - Все о Матрице > Сайт и форум > Flame > Этот день в календаре > 13 ноября 1941 года немецкой подлодкой потоплен авианосец Ark Royal
  Предыдущая тема   Следующая тема
Автор
Сообщение Новая тема   Ответить
Кошак
Оборотень

На форумах с сентября 2003
Местонахождение: где-то у Вас за спиной
Сообщений: 3132
13 ноября 1941 года немецкой подлодкой потоплен авианосец Ark Royal

Ark Royal был, наверное, лучшим авианосцем для своего времени. Это был первый британский океанский авианосец специальной постройки. Его полетная палуба поднималась над водой на гордые 18 метров, а проектная скорость составляла 31 узел. Полное авиакрыло составляло 60 самолетов, но столько он обычно не возил - такая нагрузка снижала боевые характеристики. Артиллерийское вооружение также было весьма и весьма неплохим - 16 144-мм орудий. Кроме того, он обладал весьма неплохой мореходностью.

Полетная палуба у него являлась несущей, то есть участвовала в обеспечении расчетной прочности конструкции, по поводу чего имела неплохое (в сравнении с американскими аналогами) бронирование. Ангары обладали мощной системой вентиляции, полностью обновлявшей воздух в подпалубном пространстве за 8 минут. Это облегчало работу обслуживающего персонала и защищало корабль от возможного взрыва паров топлива при попадании. И хотя его полетная палуба не была расчитана на попадание более-менее тяжелой авиабомбы, схемы его тактического применения и не были расчитаны на такое - предполагалось, что он будет действовать в открытом море, куда не долетит одномоторный пикировщик, а обычным горизонтальным бомбардировщикам придется использовать большое количество легких бомб, чтобы просто добиться попадания в палубу, а бомбы такого калибра бывают только фугасные (не бронебойные), так что все разрывы произойдут на палубе, не попав в подпалубные помещения и не причинив особого вреда. Кроме того, кормовой свес увеличивал длину полетной палубы до 244 метров. Такой длинной полетной палубы не было ни у одного авианосца в Британии до конца Второй Мировой.

Судьба уготовила кораблю весьма непростую историю. Практически сразу после начала войны немецкая подводная лодка U-39 атаковала его, но капитану удалось увернуться от выпущенных торпед (по другой версии, торпеды просто разорвались раньше времени - сбраковали магнитные детонаторы). Вызванные им эсминцы потопили подлодку. Спустя примерно две недели истребители с Ark Royal сбили немецкий гидросамолет. Это были первые подводная лодка и самолет, уничтоженные в Войну британским флотом.

В декабре 1939 года разведовательные самолеты с Ark Royal участвовали в поиске немецкого рейдера "Адмирал Граф Шпее". В 1940-м - бомбили французские корабли в Мерс-эль-Кебире. В мае 1941-го торпедоносцы Swordfish с Ark Royal сначала чудом не потопили собственный крейсер, а потом нанесли тот самый решающий удар в единственное уязвимое место "Бисмарка".

Судьба отплатила ему за последнее тем же. Единственным уязвимым местом авианосца было отсутствие на нем дизель-генераторов электроэнергии. Предполагалось, что генераторов, работающих от котельных установок, хватит на все случаи жизни.

Уже весной 1941 года Ark Royal начал свою работу в неблагодарной роли авиатранспорта. Он возил истребители на остров Мальту - вернее, довозил их на расстояние подлета, после чего они своим ходом перелетали на остров и включались в систему ПВО. подводить ценные авианосцы ближе к Мальте британцы не решались - инцидент января 1941 года, когда 45 немецких пикировщиков Ju-87 только чудом не отправили на дно авианосец Illustrious, бронирование полетной палубы которого намного превосходило таковое у Ark Royal, заставил их считаться с немецкой авиацией берегового базирования.

И вот, в ноябре, во время одного из таких рейдов, немецкая лодка U-81 под командованием капитан-лейтенанта Фридриха Гугенбергера, проникнув через заслон эсминцев в ордер, выпустила залп из 4 торпед по линкору Malaya. Погрузившись сразу после этого, Гугенбергер зафиксировал два взрыва. Одна из торпед попала по центру Ark Royal.

Взрывом убило одного человека. Корабль начал резко крениться, началось поступление воды в котельные отделения правого борта. Несмотря на угрозу взрыва котлов, капитан приказал сохранить скорость - 22 узла. Однако вскоре котельные отделения правого борта оказались залиты водой, на корабле пропала электроэнергия, а как следствие и связь. Хуже того, остановились помпы, и поступление воды стало неконтролируемым. Прежде, чем корабль остановился, крен стал таким, что некоторые горизонтальные радиомачты касались воды. Капитан приказал команде за исключением добровольцев из аварийной партии покинуть корабль. На борту осталось только около 100 человек.

Нефть из цистерн правого борта перекачали - ручными насосами - в цистерны левого. Это позволило уменьшить крен до 17 градусов. К борту корабля подошли эсминцы и подали на борт электричество - снова включились осушительные помпы. Входивший в состав эскадры буксир Thames тащил авианосец на запад, где был шанс выбросить его на берег и таким образом спасти. Вскоре из Гибралтара прибыл еще один буксир - Saint Day. Увы, котлы левого борта были по-прежнему раскалены, а затопление корпуса продолжалось, и вода поступала быстрее, чем с ней успевали справляться помпы. Наконец, вода достигла котельных отделений - и котлы взорвались. Взрывом оборвало провода, и помпы снова встали. Когда же удалось заново завести их, выяснилось, что авианосец сидит в воде слишком низко и имеет опасный крен. В 4 часа ночи капитан приказал оставшимся членам команды покинуть корабль. В 6 часов палуба авианосца стояла из воды вертикально. Вскоре он перевернулся и затонул.

Ark Royal не дошел до Гибралтара каких-то 25 миль.

Лично я основной причиной того, что одна-единственная торпеда привела к таким катастрофическим последствиям, вижу вот что:

- Отсутствие на корабле дизель-генераторов было капитальным просчетом, показавшим непонимание проектной командой и инспекторами вопросов боевой живучести.
- Решение капитана спасать большую часть команды было ошибочным - корабль уверенно держался на плаву, а усилия команды по борьбе за живучесть вполне могли "подарить" кораблю те недостающие час-полтора, которых ему не хватило, чтобы достичь Гибралтара.
- Отсутствие наблюдения за уровнем воды в котельных отделениях является бесспорной ошибкой команды при борьбе за живучесть, возможно, обусловленной недостатком личного состава на постах БЗЖ.

Тут, в общем-то, и сказке конец.

__________________

Кошак, борец за официальный запрет всех официальных запретов.

Ах, лето красное, убил бы я тебя, когда б не связь времён да Уголовный Кодекс. (с)О. Ладыженский

Адрес поста | Один пост | Сообщить модератору | IP: Logged

Кошак в оффлайне Old Post 14.11.2006 07:17
Посмотреть профайл автора Click here to Send Кошак a Private Message Найти еще сообщения от Кошак Добавить Кошак в Ваш список друзей Добавить пользователя в Contact List ICQ  Ответить с цитированием Редактировать/Удалить сообщение
Время на форуме соответствует Гринвичу . Сейчас время - 09:46. Новая тема   Ответить
  Предыдущая тема   Следующая тема
Печатная версия | Отправить страницу по E-mail | Подписаться на тему

Навигация по форуму:
Оцените тему:

Ваши возможности в этом форуме:
Вы НЕ можете создавать новые темы
Вы НЕ можете отвечать
Вы НЕ можете прикреплять файлы
Вы НЕ можете править свои сообщения
HTML
vB code
Смайлики 
Тег [IMG] 
: Выкл
: Вкл
: Вкл
: Вкл
 


< Contact Us - Ложки.net >

Based on vBulletin 2.2.8
Powered by Stormwave.ru
Copyright © 2003 - Lozhki.Net


Rambler's Top100