Календарь Участники форума Часто Задаваемые Вопросы Поиск   
Настройки профайла, личные сообщения и подписка на темы
Форум Ложки.net - Все о Матрице : Powered by vBulletin version 2.2.8 Форум Ложки.net - Все о Матрице > Сайт и форум > Flame > Этот день в календаре > 25.11.1941 - потопление немецкой подлодкой U-331 британского линкора Barham
Отдельное сообщение:
Автор
Сообщение Новая тема   Ответить
Кошак
Оборотень

На форумах с сентября 2003
Местонахождение: где-то у Вас за спиной
Сообщений: 3132
25.11.1941 - потопление немецкой подлодкой U-331 британского линкора Barham

HMS Barham - линейный корабль класса Queen Elizabeth. Он был спущен на воду в 1914 году и зачислен в состав флота в 1915.

Поучаствовал в Ютландском бою. Получил от немецкого линейного крейсера Von der Tahn 6 попаданий 280-мм бронебойными снарядами. Сам результативно попал в него 1 раз (убито 3 человека, несколько ранено, серьезных повреждений не причинено), затем обстреливал линейный крейсер Moltke, но результативных попаданий не добился. Пострадал от стандартной беды Британского флота - пожара кордита, потерял убитыми и ранеными 63 человека, однако своим ходом вернулся в базу Розайт, из которой вышел 4 июля 1916 года, после 33-дневного ремонта.

В 1930-1933 годах был переоборудован, на нем заменено оборудование машинного отделения, из двух труб осталась только одна, была улучшена защита от артиллерийских снарядов и авиабомб, усилена зенитная артиллерия, появилась катапульта для запуска гидросамолетов.

Вторую Мировую войну Barham начал не слишком удачно. Вообще, Bahram трудно назвать удачливым кораблём. В 1939 году он был отозван в Метрополию. Началось всё с того, что 12 декабря 1939 года в Северном проливе (выход из Ирландского моря) он протаранил собственный эсминец, HMS Duchess, который затонул в 9 милях от воспетого макКартни мыса Кинтайр.

Прошло всего пол-месяца, и тот же Barham был торпедирован U-30 под командованием Лемпа (что самое интересное - боевой задачей Лемпа в том выходе была постановка мин, а не охота на корабли). Это произошло в Гебридских островах 28 декабря 1939 года. Корабль надолго встал в ремонт.

Выйдя из доков, Barham был переброшен обратно на Средиземноморский театр.

В сентябре 1940 года Barham принимает участие в обстреле в Дакаре недостроенного вишистского линкора Richelieu, который в итоге так и не был потоплен.

28-29 марта 1941 в битве при Матапане он участвовал в потоплении итальянского крейсера Zara и эсминца Alfieri.

27 мая 1941 во время немецкого вторжения на Крит был серьезно поврежден бомбардировщиками и направился в Дурбан на ремонт.

25 ноября 1941 года на нём поднял флаг вице-адмирал Придхэм-Випелл (H.D. Pridham-Wippell). В тот же день в составе соединения - вместе с HMS Queen Elizabeth и HMS Valiant (все три корабля однотипны) и с девятью эсминцами охраны он вышел в море и направился на перехват немецкого средиземноморского конвоя (снабжавшего необходимым Роммеля).

А тем временем...

17 ноября 1941 года U-331 под командованием оберлейтенанта Ганса-Дидриха Фрайхера фон Тизенхаузена (Hans-Diedrich Freiherr von Tiesenhausen) высадила 8 коммандос на Египетский берег к западу от Рас Гибейса. Затем лодка отошла мористее и стала ожидать сигнала с берега, чтобы забрать их. Задачей коммандос был подрыв железнодорожных путей, однако это им, как впоследствии выяснилось, не удалось.

Сам Тизенхаузен начал плавать на U-23 под командованием Кречмера (Otto Kretschmer) - самого результативного и самого известного из немецких подводников, продолжил первым помощником на U-93 у Клауса Корта (Klaus Korth), известного тем, что в нарушение прямого приказа поднял на борт моряков с потопленного союзниками судна снабжения, и в апреле 1941 принял командование собственной лодкой. Так что с учителями Тизенхаузену повезло.

Лодка много времени проводила в подводном положении, её часто загоняли под воду патрулирующие воздушное пространство самолёты. В 1430 вахтенные заметили на горизонте дым. Направив лодку в направлении дыма, Тизенхаузен вскоре смог рассмотреть мачты эсминца. Затем стало видно крупное соединение боевых кораблей. Они часто меняли курс, лишая Тизенхаузена возможности для перехвата. Однако затем соединение пошло практически прямо на него.

Около 1600 лодка ушла под воду. Затем в перископ стало видно, как на одном из линкоров поднялись сигнальные флажки - "К повороту приготовиться". Как раз во время поворота соединения лодка смогла проскользнуть внутрь ордера - расстояние между эсминцами во время поворота с сохранением ордера увеличилось до 500 метров, что позволило лодке войти в ордер. Как ни странно, на одном из двух эсминцев, между которыми прошла U-331, была установлена тогда еще экспериментальная модель активного гидролокатора - ASDIC (аналогичные, полученные Союзом по ленд-лизу, именовались Дракон-129), который обнаружил лодку, однако капитан его счет, что это то ли косяк рыбы, то ли помехи, вызванные другим эсминцем, также входящим в поворот на большой скорости.

Когда Тизенхаузен снова поднял перископ и довернул лодку в позицию атаки, U-331 находилась точно на траверзе головного корабль колонны, который был определен как линкор класса Queen Elizabeth. Тизенхаузен произвел залп всеми четырьмя носовыми торпедными аппаратами.

Обычно во время залпа инженер лодки принимал меры к тому, чтобы удержать лодку под водой - когда нос лодки становится легче на 6 тонн, он пытается резко выпрыгнуть из воды. На советских подлодках того времени были предусмотрены торпедозаместительные цистерны, которые в момент выстрела автоматически заполнялись водой, немцы же полагались исключительно на опыт и умение инженера. Опыта инженеру не хватило - рубка лодки, а затем и её нос, выскочили из воды. В перископ было видно, как один из линкоров меняет курс, пытаясь протаранить лодку, а второй ведет по ней огонь вспомогательным калибром.

Спасаясь от таранного удара, штурман задраил люк, ведущий в боевую рубку, командир скомандовал: "Все в нос!", свободные от срочных обязанностей матросы побежали в носовой отсек. Инженер в это время пытался максимально быстро затопить носовые балластные цистерны, однако сильный дифферент на корму мешал ему сделать это (в цистерне обраовался "пузырь", который не мог выйти через кингстон, в то время как стравливать воздух в лодку было небезопасно по той же причине). Лодка оставалась на поверхности 45 секунд.

Примерно тогда же, когда верх рубки снова скрылся под водой, в лодке услышали три взрыва, а чуть позже еще один.

Лодку спасло то, что HMS Valiant в момент атаки начинал левый поворот, чтобы остаться в ордере после поворота, и не мог быстро переложить руль направо, чтобы протаранить лодку (все-таки, тридцать тысяч тонн водоизмещения - масса весьма инертная), а HMS Queen Elizabeth был слишком близко, и стволы вспомогательного калибра не могли опуститься достаточно низко, чтобы попасть в рубку - даже на минимальном угле возвышения они стабильно давали перелёт. Наконец, лодка начала погружаться. Глубиномер Папенберга зашкалил за 20 метров. Барометрический глубиномер дошел до показателя в 80 метров, и остановился. Лодка продолжала погружаться, было слышно потрескивание корпуса, однако глубиномер по-прежнему показывал 80 метров.

Наконец, Тизенхаузен стряхнул оцепенение, приказал инженеру остановить погружение и послал матроса в носовой отсек к резервному глубиномеру. Матрос вернулся бледный - стрелка глубиномера лежала на ограничителе, что означало, что глубина превышала 260 метров - при том, что записанная в документах предельная глубина у подлодки проекта VII-B составляла 100 метров, а реально её опускали максимум на 150. К счастью, во время экстренного погружения лодка сумела практически ускользнуть из ордера, а сильный взрыв на борту Barham заглушил шумы погружения лодки полным ходом.

Как выяснилось, один из матросов в спешке перекрыл не тот вентиль, и отключил глубиномер центропоста от соответствующего кингстона. Когда вентиль был открыт, стрелка глубиномера также легла на ограничитель. Лодку срочно подняли на приличную глубину, и направили прочь от ищущих её эсминцев. Уйти от них было неожиданно легко. В 2100 лодка всплыла на поверхность. Уже позже командиру сообщили, что потопленный им корабль - HMS Bahram, что он попал тремя торпедами из четырех, причем одна вызвала возгорание, а затем и взрыв в артиллерийском погребе. Barham перевернулся и затонул.

Британцы были настолько потрясены потерей, что официально признали её только через 2 месяца после потопления.

7 декабря фон Тизенхаузену был вручен Железный крест 1 класса, а 23 января - вероятно, когда британцы признали потопление и стало известно, что это был за корабль - Рыцарский крест.

__________________

Кошак, борец за официальный запрет всех официальных запретов.

Ах, лето красное, убил бы я тебя, когда б не связь времён да Уголовный Кодекс. (с)О. Ладыженский

Адрес поста | Один пост | Сообщить модератору | IP: Logged

Кошак в оффлайне Old Post 25.11.2005 10:16
Посмотреть профайл автора Click here to Send Кошак a Private Message Найти еще сообщения от Кошак Добавить Кошак в Ваш список друзей Добавить пользователя в Contact List ICQ  Ответить с цитированием Редактировать/Удалить сообщение
Смотреть всю тему
Время на форуме соответствует Гринвичу . Сейчас время - 20:53. Новая тема   Ответить
[Закрыть это окно]


< Contact Us - Ложки.net >

Based on vBulletin 2.2.8
Powered by Stormwave.ru
Copyright © 2003 - Lozhki.Net


Rambler's Top100