Цитата:
Friks:
так. это моя точка зрения. хотите - принимайте, не хотите - не принимайте.
Мадам, Вас отвратительно плохо учили истории. Это моя точка зрения, не хотите - не принимайте, хотите - это можно исправить, правда, потребуются силы и желание.
Цитата:
можно подумать, все эти средневековые феодалы такие несчастные, такие несчастные...да. я живу в 21ом веке, и у меня есть все для того, что бы выжить. вот и хорошо! а сказки эти от безделья. от того, что надо же было как-то придумать, как отдыхать после неимоверной, брутальной, жутко тяжелой работы на полях, осуществляемой девушками моего возраста, которые по мимо этого еще и детей рожали.
Если Вы хотите сказать мне, что мифы придумывали феодалы - так и скажите. Я прекращу с Вами спорить за полной бессмысленностью данного процесса - поверьте, мне нет никакого интереса самоутверждаться, споря с Вами, я лишь надеюсь воззвать к здравому смыслу. Если же теории господина Маркса не столь прочно заняли Ваше сердце, и Вы способны хотя бы на минуту принять точку зрения, отличную от взгляда на религию и мифологию как средства угнетения простого трудящегося народа и укрепления эксплуатации человека человеком, я могу и хочу сказать несколько мыслей.
Начнем с того, что появление первых мифов происходит раньше, чем появление первых феодалов. Более того, первые понятия о сверхъестественном появляются примерно в одну эпоху с развитием загонной охоты и земледелия (наскальная роспись, простейшие фетиши, украшение костяных орудий резьбой - они имели именно ритуальный характер, то есть цель их нанесения была вовсе не эстетическая, а мистическая - подобная роспись должна была приносить охотнику покровительство духов, и, как следствие, удачу). Дальнейшее развитие происходит, когда излишки пищи позволяют появиться фигуре постоянного шамана - то есть племя в составе Икс человек способно прокормиться силами Икс минут двух человек (Шаман и его ученик).
Дальше больше - развитие социума неизбежно приводит к разделению труда. И это разделение труда неизбежно отражается на верованиях - появляются "разные" духи, среди которых также появляется "разделение труда" - вот этот насылает холод зимой (и потому с первым снегом ему надо намазать губы жиром), вот этот насылает медведя-шатуна (поэтому ему надо каждый день зимой закрывать глаза песцовой шкуркой), а вот этот помогает расти злакам (поэтому ему надо два раза в год мазать лицо кровью свежеубитого зайца).
Следующий этап - окончательное дробление пантеона на мелких покровителей частного - вплоть до появления духа-покровителя высоких горшков, и, отдельно - покровителя низких горшков (следы этого еще наблюдаются, кажется, в африканских языках).
Дальше в пантеоне появляется жесткая иерархия и начинается поглощение "верхними" богами - "нижних". Боги-предметы начинают сливаться друг с другом по функциям. Так, древнегреческие боги, тотемными предметами которых являются Крепость, Сова и Олива помаленьку сливаются в богиню Афину, дарующую победу в бою.
Еще раз напоминаю - это НЕ феодалы придумали духов. И не шаманы. Просто люди нуждались в психологической помощи с одной стороны и в сублимации проблем - то есть в релаксации - с другой. А значит, "мы сажаем зерно; неизвестно, вырастет оно или не вырастет; мы вознесем хвалу Ботоконге, чтобы оно выросло, и принесем жертву Кутумбари, чтобы наши посевы не сжёг самум" - так проще оставаться уверенным, что осенью будет урожай, и не придется всю зиму голодать, сохраняя горсть зерна на посев.
Продолжая развитие, можно сказать просто - одни начали называться Богами, их стали почитать. Те же, кто проиграл пиар-компанию и не обзавелся официальными святилищами по всему свету, стали духами-покровителями (с которыми, в свою очередь, боги то сотрудничали, то ссорились, но не считаться вообще не могли).
В любом случае, происхождение этих верований - не от феодальской скуки (каковая появилась на куда более позднем этапе развития общества), и не от шаманской ушлости (и желания вкусн окушать), а от необходимости поддержать себя психологически - в тяжелом для выживания мире.
А насчет отдыха.. Отдых и безделье - это две очень разные вещи.Жаль, что это не столь понятно.
__________________
Кошак, борец за официальный запрет всех официальных запретов.
Ах, лето красное, убил бы я тебя, когда б не связь времён да Уголовный Кодекс. (с)О. Ладыженский
Адрес поста | Один пост | Сообщить модератору | IP: Logged