Обычно, когда разговор идет о душе, из области научной мы уходим либо в область веры и религии, либо в область чувств и искусства. Научные рассуждения о душе из области физики скорее всего плавно переходит в область метафизики, в область паранормального. Религиозно-богословская нива была здесь изрядно вспахана и засеяна очень поучительными и интересными постами, научная тоже мелькала, я же хочу высказаться с точки зрения искусства и, как следствие этого, человеческой НРАВСТВЕННОСТИ.
На мой взгляд категория души для человека - не столько теологическое, сколько нравственное понятие. Это именно то, что проводит грань между добром и злом, поскольку битва между ними происходит именно в душах человеческих. Это - способность сопереживать, сочувствовать и СОСТРАДАТЬ другому, даже НЕживому, даже НЕодушевленному, тем более другому человеку. Именно в способности страдать за других мы асимптотически приближаемся к Сыну Божиему, подобно тому, как Он страдал за нас. Когда мы говорим о БЕЗдушности и БЕЗдуховности людей, мы не вдаемся в рассуждения о том, что человеку изначально присуща бессмертная душа, а просто жалеем, сокрушаемся о том, как много душ загублено и потеряно, мы молимся об их спасении, ибо в этом и есть спасение мира сего. Подобно тому, как "совесть - это нравственная категория, позволяющая отличать плохое от хорошего", душа - это нравственное понятие, позволяющее отличать человека от нелюдя.
И еще. Душа - вместилище чувств и страстей человеческих.
Усталость преодолевая,
Бреду домой, едва дыша.
Но тлеет точка болевая -
Ее еще зовут душа. <...>
Вот настроенье нулевое,
Тоска и смута вновь и вновь.
А вот раненье пулевое,
Его еще зовут любовь. <...>
Я знаю, поздно или рано
Умру под бременем грехов.
Но все мои былые раны -
Живут под именем стихов.
Душа человека обязательно ищет любви, добра и справедливости. То есть стремится к Богу. И обязательно ищет свой выход в творчестве. "Словно капельки пота из пор, Из-под кожи сочилась душа..."
И именно творческое начало человека, а еще извечная манера все мерять по себе, на свой аршин и на свой лад, способствует тому, что мы считаем умные машины одушевленными. Если хотите, мы сами отдаем им кусочек своей души, вкладываем ее в свое творение или в своего помощника. Вряд ли это означает. что вещи имеют СВОЮ собственную душу. Но то что мы неосознанно вкладываем СВОЮ суть в предметы - ИМХО, бесспорно! "Хищные вещи века" нейтральны по своей природе и только мы ставим их на службу либо добру, либо злу. Кстати, очень интересное явление. когда предметы скучают по своему хозяину. Что уж тут говорить о домашних животных, которые даже внешне становятся похожи (и по характеру!) на своих хозяев!
Поэтому рискну утверждать, что консенсуса в этой теме мы не найдем никогда, потому что людям со скупой душой трудно представить себе возможность отношения к роботу не просто как к живому, но одушевленному существу. Люди, впустившие зло в свои души, будут спокойно уничтожать машины, да и не только их. Для них и прочие люди - солома! Можно бороться за "идею", "чистоту веры", или просто ради самого процесса борьбы. Лес рубят - щепки, пардон, летят! А то, что никакая самая прекрасная идея не стоит слезинки одного замученного ребенка - про это мы, блин, забываем!
Про таких "человеков" обычно говорят, что у них нет души, нет сердца. Поэтому я охотнее соглашусь с наличием души у Терминатора-2 (кстати, _вложенной_ в него маленьким пацаном, которого ему было предписано охранять зашитой в железную башку программой!), чем с наличием души у инквизитора, посыляющего живых людей на костер! Или у "людей", яростно уничтощающих беспомощные машины. В конечном счете мы всегда имеем то, что заслужили: будем бездушны к своим машинам - они нас и погубят!
Выход - в банальном завете "Да любите друг друга!" Аминь!
Эх, душа моя косолапая,
Ты чего болишь, кровью капая,
Кровью капая в пыль дорожную?
Не случится со мной невозможное!
__________________
Ложке - НЕТ! Вилка.
Адрес поста | Один пост | Сообщить модератору | IP: Logged