Глядя на то, как работает этот человек, трудно поверить, что он намного старше отцов многих из нас.
На Востоке широко распространена традиция псевдонимов: он известен, как "Большие глаза", Юань Хе-Пинг, Ву Юэнь, Во-Пинг Юань и под многими другими именами, промелькнувшими в титрах многих десятков "боевиков кунг-фу", значительных и не очень.
"Матрица" навсегда вписала имя постановщика своих боёв в историю кинематографа. Мир запомнит этого человека под именем Юэн Ву Пинг (Yuen Woo Ping).
Энди и Лари Вачовски, режиссёры трилогии "Матрица" вспоминают:
"Мы начали с предпосылки, что всё, во что мы все верим сегодня, каждый физический предмет, является полностью сфабрикованным, результатом действия виртуальной реальности на наше сознание, своего рода "электронной Вселенной". Если Вы имеете дело с виртуальной реальностью - Вы вполне можете существенно расширить представления о границах человеческих возможностей. Таким образом, если персонажи "Матрицы" имеют возможность "немедленной загрузки" информации в свой мозг, то, следовательно, они могут, например, мгновенно овладеть кунг-фу на уровне Джеки Чана».
Сама эта идея братьев Вачовски предоставила им возможность включить в свою работу постановки боёв, подобные гонконгским фильмам "экшн". "Мы всегда хотели привнести
Гонконгские традиции постановки боевых сцен в наши повествовательные традиции, взращенные Западом"- говорят режиссёры. "Матрица" дала прекрасную возможность для этого".
Лари и Энди почти не задумывались над тем, кому
предложить постановку боевых сцен в своём проекте - они были хорошо
знакомы как с режиссёрскими работами своего будущего соавтора, так
и с его работами по постановке боевых сцен для фильмов с участием
Ли Люан-цзе (известен как "Джет
Ли").Однако Юэн Ву Пинг, безумно популярный в Гонконге и до появления
в "Матрице" почти неизвестный в США, поставил братьев Вачовски в сложную
ситуацию, заявив, что будет работать над проектом только в том случае,
если основные актёры фильма дадут согласие на регулярные многомесячные
тренировки в искусстве рукопашного боя. Было не так-то просто заручиться
согласием "звёзд", но в результате режиссёры смогли предоставить Юэн
Ву Пингу такую гарантию, и Мастер принял участие в проекте.
Юэн Ву Пинг, старший из двенадцати детей известного актёра "Китайской оперы» Юэн Сиу Тина (Yuen Siu Tin) родился в 1945 году в Гуанчжоу, Китай. Впервые он познакомился с искусством кунг-фу под руководством своего отца, который в своё время был популярнее на сцене и в кино, чем сам Юэн Ву Пинг в настоящее время.
Здесь нужно сказать несколько слов о "Китайской опере" как таковой: "Китайская опера" – это национальный музыкальный театр, имеющий ряд местных (провинциальных) разновидностей и объединяющий в себе не только представление с пением и танцами, но и многочисленные сцены с демонстрацией боевых искусств и сложнейшей акробатикой. Труппы "Китайской оперы" обычно представляют собой своеобразные закрытые семейные или клановые школы, куда часто принято отдавать детей из многодетных семей "на воспитание" (к слову сказать, мало чем отличающееся от рабства, если речь идёт о приёмышах "со стороны"). За 10 (или более) лет обучения воспитанники школы осваивают свыше 360 дисциплин; сама система воспитания артиста построена на жесточайшей дисциплине.
Кроме обучения в труппе своего отца, Юэн Ву Пинг,
в течение одного года также посещал дневные занятия в школе «Китайской
оперы» мастера Ю Джим Юэна (Yu Jim Yuen), где также занимались знаменитые
на весь мир сегодня звёзды Гонконгского кинематографа Саммо
Хунг и Чанг Кон Санг (известный ныне под «западным» именем "Джеки
Чан").
Юэн Ву Пинг вспоминает: "Мой отец был исполнителем Китайской оперы в Пекине и Шанхае. В то время на юге Китая, в Кантоне и Гонконге постановки традиционно не имели боевых сцен, а попытки поставить такие сцены выглядели весьма плачевно. Один известный импресарио из Кантона решил пригласить моего отца и некоторых членов его труппы в Гонконг для того, чтобы привнести в южную ветвь Китайской оперы опыт боевых сцен, наработанный на севере Китая, и обучить этому местных актёров. В то же время те люди, которые начали снимать кино в Гонконге, понемногу стали включать в него боевые сцены и также привлекли отца и его группу к работе. В начале, всё было очень индивидуально - один актёр ставил свою сцену, другие актёры - свои. Но, в конце концов, отцу начали предлагать организовать всю хореографию. Таким образом, в этом смысле, отца можно считать основателем Гонконгской традиции постановки боевых сцен в кино".
В 50-х годах отец привёл Ву Пинга и его братьев на съёмочную площадку сериала "Вонг Фей Хунг" (о народном герое Китая) – работа в нескольких сериях (правда, без упоминания в титрах) стала первым появлением будущего постановщика боёв в «Матрице» на большом экране.
Юэн Ву Пинг: "Мой отец много работал над сериалом "Вонг Фей Хунг", который в 50-х годах был ещё чёрно-белым. Он сыграл множество ролей злодеев и поставил большинство боевых сцен. Отец часто брал меня и братьев с собой на съемки, и часто случалось так, что кто-то из актёров говорил: «Эй, вон тот парень будет хорошо смотреться в этой сцене» и мы выходили на площадку и снимались в эпизодах. У моего отца было множество учеников, включая меня и братьев, и мы всегда старались понять какое движение, из какого стиля лучше подходит для сцены. Таким образом, я с самого раннего детства осознал, что для участия в боевых сценах в фильмах "экшн" нужно обладать реальными познаниями в боевых искусствах".
Впоследствии, в 60-х годах, Юэн Ву Пинг как актёр и каскадер работал на студии Братьев Шоу (Shaw Brothers)- одной из крупнейших студий Гонконга, где, в частности, снялся в фильме "Китайский боксер" в роли Ю Ванга. В 1971 он впервые выступил в качестве постановщика боевых сцен фильме "Сумасшедший убийца", режиссёра Нг Се Юэна. (Ng Se Yuen)- их сотрудничество продолжилось на протяжении нескольких последующих лет. 1978 – год первой режиссёрской работы Ву Пинга: он поставил очень успешную картину "Змея в тени орла", главную роль сыграл тогда ещё неизвестный миру старый знакомый режиссёра Джеки Чан. Новый жанр "комедии кунг-фу" понравился публике и в следующем году выходит "Пьяный мастер" с тем же исполнителем главной роли.
Юэн Ву Пинг: "Все фильмы в жанре "экшн" в тот период были кровавы и брутальны, и я сказал себе: "Если я стану режиссёром, что я сумею изменить в этом? Что сделать, чтобы расширить зрительскую аудиторию?» И я подумал: "Ну хорошо, сниму комедию" и я нашёл Джеки Чана и снял "Змею в тени орла". Я знал Джеки раньше и верил, что он великолепный мастер кунг-фу и прекрасный актёр".
После непродолжительной работы под эгидой одной из крупнейших в киноиндустрии Гонконга компании Golden Harvest , Мастер в 1979 году основывает собственную Wo Ping Films Company, первым проектом которой стал фильм "Кулаки Буддиста" ("Buddhist Fist"), в котором Юэн Ву Пинг в эпизодической роли задействовал своего отца, в дальнейшем продолжая привлекать его к работе, в основном в эпизодах с ролями "пожилого мастера стиля "пьяного", которым тот владел в совершенстве, или "старого бродяги-мудреца".
Позже наш герой снял несколько фильмов в жанре "современного экшн" и вернулся к "традиционным» фильмам о кунг-фу.
В начале девяностых среди режиссёрских работ Юэн
Ву Пинга следует отметить "Железную обезьяну" ("Iron Monkey", 1993)
с Ен Дзи-Даном (известен как "Донни Ен", - впоследствии, - роль в
фильме "Герой"
("Ying xiong", 2000)) и, особенно, «Винь Чунь» ("Wing Chun", 1994)
с Янг Зи Чонг, которую, после ставшего международным мега-хитом фильма,
где Юэн Ву Пинг был постановщиком боёв, - "Крадущийся Тигр – Затаившийся
Дракон" ("Crouching Tiger, Hidden Dragon" , 2000), мы знаем как "Мишель
Йео" (Michelle
Yeoh).
Лично для меня, фильм "Винь Чунь" особо примечателен именно как первое, хотя и весьма специфически своеобразное "прикосновение" Мастера к реальности "Матрицы". Дело в том, что я, хоть и не являюсь обладателем сколь-нибудь значительных успехов в боевых искусствах, о которых стоит упоминать здесь, - моего пятнадцатилетнего опыта всё-таки достаточно для того, чтобы уверено заявить: именно стиль "Винь Чунь" ("Прекрасная Весна") был выбран в качестве основы для боевых навыков боя без оружия Избранного. Особенно это (элементы стиля) заметно во второй части трилогии. Также, пользуясь случаем, хочу опровергнуть распространённую среди знатоков боевых искусств ошибку. Стиль "Прекрасная весна" не был назван в честь легендарной Йим Винь Чунь (именно её роль исполняет Мишель Йео в фильме Юэн Ву Пинга) - наоборот: одна из уцелевших после манчжурского разгрома монахинь монастыря Шаолинь, подобрав девочку-сироту, обучила её стилю, который назывался в честь одного из залов монастыря, и в честь него же дала ей имя. Но это уже совсем другая история, а мы вернёмся к нашему герою.
Почти единогласно признаётся, что постановка Ву
Пингом боёв для фильма Тсуи
Харка (Tsui Hark) "Однажды в Китае..." ("Once Upon a Time in China",
1991),- просто незабываема, а в фильме "Тай цзи цюань" ("Tai ji quan"
, 1996), который он поставил как режиссёр, Юэн Ву Пинг, по мнению
экспертов "приблизился к совершенству". Роли в фильме исполнили Джет
Ли и Мишель Йео.
Ву Пинг вспоминает: "В Гонконге все очень боятся
снимать фильмы о Тай
цзи цюань. Просто потому, что это сложный и глубокий стиль, нетрадиционный
для кино, - с ним нельзя "играть". Но я всегда хотел привнести в свои
работы что-то новое. И я решил для себя: "Хорошо, пусть это трудно,
но мне кажется, - я смогу справиться. И я справился. Фильм стал хитом".
История Чжан Сан Фэна, одного из легендарных основателей стиля Тай цзи цюань снималась в Пекине три месяца. Съёмки сцены финального боя заняли ещё месяц. Фильм потрясающе смотрится из-за того, что в нём удалось с помощью кинематографических приёмов замедленной съёмки, монтажа и смены точек съёмки передать саму сущность плавных, эффектных и эффективных движений Тай цзи цюань.
Фильмы Юэн Ву Пинга очень образны и в тоже время боевые искусства в них выглядят реалистично. Однажды, когда ему задали вопрос, о том, как удаётся находить баланс между искусством, стилизацией и всегда добиваться того, чтобы боевые искусства на экране выглядели реалистично, Ву Пинг ответил: «Это не настолько сложно, как представляется. Я всегда «вижу» подход, часто - просто "чувствую сердцем". Я, прежде всего, думаю о персонаже, его повадках и личности. Придумывая персонаж, я решаю, преувеличить ли некоторые черты, оставить их реалистичными или сделать и то и другое. Фильмы в жанре "экшн"- это мультикультурный феномен, он - вне границ. Таким образом, моя цель - рассказать историю без помощи слов, не вербально. Если бы у меня был выбор - я вообще бы свёл диалоги к минимуму".
В трилогии "Матрица" Юэн Ву Пинга привлекла не просто героическая тема, а более высокая ставка- изображение сопротивления человечества машинам и даже более того- поиск героями Свободы для всего человечества.
Юэн Ву Пинг говорит о съёмках "Матрицы": "Лари
и Энди - очень "серьёзные" режиссёры - они ожидают очень многого от
фильма, который снимают. В этом они похожи на меня, - возможно, в
этом причина того, что мы так хорошо сработались. С Лоуренсом (Фишберн,
"Морфеус")и Киану (Ривз, "Нео")- тоже очень легко работать. Киану
посвятил себя всего исполнению боевых сцен, его подход к работе весьма
серьёзен. Он - перфекционист".
Киану Ривз, в свою очередь, отмечает с заметным энтузиазмом: "Мне понравилось работать с Ву Пингом. Когда мы впервые встретились с братьями Вачовски, они дали мне посмотреть несколько его фильмов, т.е. когда Ву Пинг приехал, я уже имел представление о его возможностях и исполнился огромным уважением к нему, не только как к постановщику боёв, но и как к режиссёру. Он снимает боевые сцены просто прекрасно".
"Ву Пинг очень хорошо чувствует, что выглядит хорошо
на экране, а что смотрится плохо и готов учить этому»- добавляет Лоуренс
Фишберн. "Его постановка боёв - изобретательна и приносит удовольствие,-
но это не дешёвый трюк: всё выглядит настоящим боем. Мне кажется:
я говорю за себя и, возможно, за Киану и Кэрри-Энн (Мосс, "Тринити")
- мы сейчас, наверное, находимся в лучшей физической форме за всё
время жизни, просто как результат того тренинга, который нам преподал
Юэн Ву Пинг. Мне кажется настоящим благословением то, что мне выпала
возможность работать с ним и его командой".
То, как Юэн Ву Пинг работал с Киану, Лоуренсом,
Кэрри-Энн или Хьюго (Уивинг, "агент Смит")- демонстрирует, насколько
хорошо он учитывает нужды и возможности каждой отдельной личности.
Киану Ривз: "Ву Пинг показывал нам очень многое и обучал многим вещам, но он также хотел видеть наш "персональный» стиль. Он говорил: "Я хочу стиль Киану - я не хочу видеть свой стиль, я хочу видеть твой! И я пытался, в содружестве с каскадёрами из его команды создать свой собственный стиль. Ву Пинг не просто учит тебя - он раскрывает твой собственный потенциал".
Наверное, наиболее показательно для характеристики работы Юэн Ву Пинга и его команды над "Матрицей", - это то, что Киану и Лоуренс захотели продолжить практику боевых искусств после окончания съёмок картины.
Лоуренс Фишберн: "Я чувствую себя просто отлично. Когда закончились съёмки, мне захотелось обучиться чему-то ещё, и я решил продолжить своё обучение в боевых искусствах".
Киану Ривз: "Один из каскадёров, Тигр (прим. автора:
"маленький мужчина в белом", один из подручных Меровингена, "погибающий"
последним в сцене "Бой в Шато")показал мне Тай
цзи цюань стиля Чэн и я по-настоящему увлёкся этим стилем и начал
практиковать его".
Возросшая после выхода "Матрицы" популярность Юэн
Ву Пинга (хотя он и до этого имел культовый статус у отдельных любителей
жанра, таких, как Квентин
Тарантино (Quentin Tarantino) привела к созданию получившего "Оскар"
фильма "Крадущийся Тигр – Затаившийся Дракон" ("Crouching Tiger, Hidden
Dragon" , 2000) режиссёром которого был Энг Ли (Ang Lee), а наш герой
- постановщиком боевых сцен.
Эффектно демонстрируя, что даже актёры, ранее не имевшие подготовки в боевых искусствах, могут выглядеть на экране в боевых сценах вполне достойно, Юэн Ву Пинг продолжает «раздвигать границы кинематографа», приняв участие в работе над проектом Квентина Тарантино "Убить Билла" ("Kill Bill", 2003-2004) и продолжая работать в Гонконге, доказывает тем самым, что кино о боевых искусствах - серьёзная форма творческого самовыражения, достойная своих древнейших корней.