Матрица. Перезагрузка (The Matrix. Reloaded)
КиноКритик
3.0
Глава пятая: Любезничать никто не будет:
невероятные трюки и битвы
Ты всегда говорил мне держаться в стороне от автострады.
Ты говорил, что она равносильна самоубийству.
Также как и сногсшибательные виртуальные
эффекты «Перезагрузки», ее головокружительные инновационные
трюки намного превзошли поразившие некогда достижения первой
картины. В этой связи стоит упомянуть умопомрачительный эпизод
погони по шоссе, в котором, как в кошмарном сне, одна сцена
сменяет другую. За каких-то четырнадцать минут зрители становятся
свидетелями многочисленных столкновений машин, смертельно
опасной драки в «Кадиллаке», сражения с применением кун-фу,
полета Тринити с Мастером Ключей на мотоцикле «Дукати» навстречу
движущемуся транспортному потоку. Потребовалось долгих семь
недель, чтобы отснять всю сцену на двухкилометровой магистрали,
специально сконструированной для проекта на военно-морской
базе Аламеда.
Компьютерная «до-визуализация» стала незаменимым приемом, к которому обращались создатели фильма во время планирования сложнейших трюков, происходящих в эпицентре летающих транспортных средств. До-визуализация заключается в процессе блокировки того или иного эпизода на компьютере, добавления к нему движений камеры и, наконец, анимирования данной сцены для детального предварительного просмотра будущего финального кадра.
|
Высокотехнологичное подготовительное планирование
плавно перешло в более практическое исследование. «Мы буквально
вручную измерили и просчитали каждый сантиметр магистрали,
где и как должны менять друг друга мотоциклы и камеры, – объясняет
координатор по трюкам Ронделл. – Только после тщательных и
скрупулезных вычислений времени, необходимого для преодоления
каждым автомобилем общего маршрута и полной его остановки,
мы расставили все автомобили в правильные позиции». Крайне
важным при этом было достигнуть ощущения полного реализма,
которое бы полностью скрыло этап подготовки.
«На самом деле я панически боюсь мотоциклов, – признается Кэрри-Энн Мосс, – поэтому ежедневные тренировки по их освоению для меня были чуть ли не пыткой. Прошли месяцы, прежде чем я села на настоящий «Дукати». Наверное, больше всего я боялась разбиться насмерть».
|
Паника Мосс была вполне объяснима, ведь
ей на мощном мотоцикле на приличной скорости предстояло вклиниться
во встречное движение с ценнейшим грузом на борту: Рэнделлом
Дуком Кимом в роли Мастера Ключей. При этом ни один из актеров
не мог носить защитный шлем. По словам самой актрисы, в самом
начале она даже заявила постановщику трюков, что не может
ничего обещать, слишком велика была ответственность: «Позади
меня сидел Рэнделл, и уж если бы мы свалились с мотоцикла,
несущегося со скоростью 80-100 километров в час, то либо разбились,
либо получили серьезнейшие переломы». Но именно в день съемок
актриса взяла себя в руки: «Я поняла, что я просто не могу
себе позволить ни секунды колебаний, негативное мышление было
просто недопустимо».
Помимо этого, для съемок вышеупомянутой сцены Мосс также привлекли в качестве водителя мчащегося сквозь лавину пуль «Кадиллака», в салоне которого разыгрывается жестокая потасовка. «Я дважды проходила курс обучения в кинематографической школе вождения, – говорит актриса. – И когда дело дошло до съемок, мне действительно пригодились полученные там навыки».
Фишберн был просто покорен мастерством Кэрри-Энн: «Мы работали над поворотами в 180 и 90 градусов, и уже через два часа она так лихо с ними расправлялась, будто делала это всю жизнь».
В целом же многое зависело от поддержки и профессионализма Ронделла, который всем внушал уверенность в свои силы. «Ронделл бесподобен, – делится своим мнением Лоренс Фишберн, – Когда я полностью осознал всю сложность своего трюка, – а мне предстояло вести борьбу с усовершенствованным агентом на крыше мчащегося восемнадцатиколесного автомобиля, – то я напрямую сказал, что мне страшно. На что Ронделл ответил: «Я знаю. Положись во всем на меня». Для него всегда было крайне важно, чтобы все задействованные в трюках актеры чувствовали стопроцентную безопасность. Он всегда продумывает необходимую страховку. В итоге возникает ощущение, что ты совершаешь не опасный трюк, а безобидную прогулку по парку».
|
Продюсер Джоел Сильвер был буквально сражен
работой, проделанной командой каскадеров. «У нас есть эпизод,
где агент перепрыгивает с машины на машину, что приводит к
серии столкновений на заднем плане, – рассказывает Сильвер,
среди всех автомобилей для сцены погони выбравший «Кадиллак
CTS» и «Кадиллак EXT». – Просто невероятно, как они могли
справиться с шестьюдесятью машинами, пролетающими по воздуху
со скоростью триста кадров в секунду. Это было сделано с таким
же мастерством и профессионализмом, что и сцены борьбы. Блестящая
хореография!»
Еще один ключевой эпизод, по сложности и насыщенности по праву соперничающий с вышеупомянутым, – это битва Нео с сотней безжалостных дубликатов агента Смита. Создателям фильма понадобилось двадцать семь дней, чтобы полностью отснять эту сцену, где каждая деталь была неоднократно выверена. «Мы снимали восемнадцатисекундные дубли, в которых я делал больше двадцати пяти движений на неподвижную камеру с ракурсом в 180 градусов, – рассказывает Ривз о проделанной утомительной работе. – Я и двенадцать других потрясающих каскадеров работали над этой сценой каждый день на протяжении шести недель».
|
Ронделл, координатор по спортивной борьбе
Чад Стахельски и тренер по борьбе Йен Ву Пинг просмотрели
около пятидесяти актеров-каскадеров, акробатов, гимнастов
и борцов, отбирая двенадцать двойников агента Смита, которые
должны были составить костяк всей армии его копий. «Они прошли
четырехмесячную тренировку, обучаясь необходимым навыкам борьбы
и работая над подражанием Хьюго Уивингу, – вспоминает Стахельски,
который также выступал дублером Киану Ривза. – Они должны
были уметь делать все, начиная от приемов гимнастики, акробатики
и заканчивая умением обращаться с проволочным оборудованием
и выработкой так называемой «гонконгской реакции», основы
которой заложены в обычной гимнастике».
Чем ближе становился день съемок, тем необычнее все происходящее казалось для актера-прототипа. «Медленно, но верно, они начали походить на меня, – говорит Уивинг. – Их всех подстригли, одели в одинаковые парики, костюмы, галстуки, очки, подогнали под один рост благодаря специальной высокой обуви. Так что к моменту съемок вокруг меня бегало двенадцать моих двойников».
В общей сложности уровень представленных
инновационных трюков всех «Матриц» фактически не имеет аналогов.
«В какой-то степени эти проекты нас погубили, – заключает
Ронделл. – Мы работали на таком высоком уровне, постоянно
ставя какие-то рекорды, что работа в любой другой картине
неизбежно станет разочарованием. Способности и опыт этой команды
сделали невозможное. Каждый день мы снимали по семьдесят дублей,
пытаясь довести каждый кадр до совершенства и найти этот особенный
волшебный момент. Мы до такой степени помешались на достижении
совершенства, что теперь считаем это единственно приемлемым
подходом в работе».
|